Добро пожаловать
Безопасность
Педагогический вестник
Коррекционно-развивающая деятельность. Инклюзия
Консультационная помощь родителям
Специальная оценка условий труда
Интерактивные опросы
Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?
Проголосовали: 20
Родительский вестник
Нам важно Ваше мнение
Противодействие коррупции
Сюжетно-ролевая игра
- Категория: Педагогический вестник
- Обновлено 03.02.2015 14:31
- Создано 03.02.2015 14:31
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 27
- Просмотров: 5209
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА
Автор-составитель:
заместитель заведующего
по воспитательно-методической работе
Баженова Ольга Юрьевна
РАННИЙ ВОЗРАСТ
Задачи педагога
- Сформировать у детей умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом – заместителем и воображаемым предметом.
- Связывать два – три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером – взрослым, а затем сверстником.
Последовательность формирования игровых умений у детей раннего возраста с учетом изменения характера участия в ней ребенка.
- Привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера – взрослого.
- Привлекать ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами.
- Ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера - сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
Задачи педагога
- Сформировать умения ребенка принимать на себя игровую роль и обозначать ее для партнера.
- Сформировать умение реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера игрушку.
- Сформировать умение развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером – сверстником.
Последовательность формирования игровых умений у детей 4-го года жизни.
- Первоначально формировать ролевое поведение используя парные взаимодополнительные роли (для начала хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике: мама – дочка, бабушка – внучка, мама – сынок, а также пары: доктор – больной, продавец – покупатель и т.п.)
- При появлении « независимой» роли в свободной игре ребенка, взрослый подключается к его игре, используя дополнительную по смыслу роль, переводя его от простого подражания к более сложной игре с осознанием своей условной позиции.
Общие принципы.
Воспитатель играет вместе с детьми; он развертывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение (для этого использует сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог, а действия с игрушками сводятся к минимуму); ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партера (сюжетную игрушку, взрослого, ребенка).
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
Задача педагога
- Переводить детей к более сложному ролевому поведению в игре.
- Формирование умений у детей изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.
- Формировать умение менять игровую роль и обозначат свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Условия, необходимые для формирования игровых умений детей 5-го года жизни.
- Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными.
- Отказ от однозначного соответствия числа персонажей ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
- Сюжет не должен быть «задан», спланирован для ребенка заранее.
Воспитатель:
- вступает в ролевое взаимодействие со многими детьми;
- активизирует ролевой диалог.
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
Задача педагога
- Формирование у детей нового, более сложного способа построения игры – совместного сюжетосложения.
Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.
Последовательность изменения характера игры-придумывания воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста.
- Совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки.
- Частичное преобразование известной сказки.
- Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов
- Развертывание нового сюжета с разно контекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».
- Придумывание новых историй на основе реалистических событий.
ИГРА-ПРИДУМЫВАНИЕ.
Игра-придумывание должна занимать каждый раз не более 10-15 минут. Расположиться для нее нужно в спокойном месте, кружочком, чтобы участники видели друг друга. Постепенно воспитатель включает в нее 3-4 ребенка. Большее число участников пока нецелесообразно, так как дети не могут долго ждать своей «очереди» высказаться, теряют нить сюжета, и в результате интерес пропадает.
На более поздних этапах дети развертывают игру, в которой берут на себя роли, принадлежащие к разным смысловым сферам (разно контекстные роли): принцесса и милиционер; космонавт и учитель и т.п.
Игра с детьми может начинаться таким образом. Воспитатель начинает играть, «приписывая» себе роль «мамы»: «Искупаю свою дочку. Я – мама. Здесь у меня ванная комната. Сейчас, дочка, я тебя накупаю, полью теплой водичкой из душа…» и т.п. Пообщавшись, таким образом с персонажем-игрушкой воспитатель вовлекает в игру одного из детей.
Процедура купания может продолжаться 2-3 раза с персонажами, которых могут предлагать воспитателю дети. После такой игры с воспитателем игрушки предоставляются в распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть мамой?»
Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние им своей роли («Я – мама, искупаю дочку», «Я – доктор. Полечу больного.».) и обращение к партнеру (игрушечному персонажу или ребенку) как носителю роли, разговор с ним.
1. Первоначально педагог решает задачу формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками. Для этого он развертывает сюжетную игру на виду у детей, одушевляя кукол, зайчиков и других персонажей. Воспитатель усаживает за столик зайку (мишку, куклу, размером не менее 50 см), ставит на стол игрушечную тарелку, кладет ложку (соответствующих кукле размеров). Обращаясь к детям, говорит: «Вы играете, и я поиграю с зайкой. Я сейчас его покормлю, он хочет кушать. Вот здесь кашка в тарелке, давай кушать, зайка!». Берет ложку и несколько раз (5-6) подносит ее ко рту зайки. При этом воспитатель разговаривает с зайкой.
Эмоциональная окраска действий взрослого, необычность его позиции «играющего» сразу же привлекает внимание детей. Малыши внимательно наблюдают за игрой взрослого: одни подходят к нему, другие – «замирают» на месте и, отвлекшись от своих игрушек, следят за действиями воспитателя.
2. Далее воспитатель вовлекает в свою игру детей: «Давай играть. Садись рядом с зайкой. Я вас кормить буду!» Воспитатель «кормит» всех поочередно. Делает он это полушутя, улыбаясь, давая понять малышам, что все это понарошку, а не серьезная процедура игры.
В игру можно включить еще одного ребенка. «Я не успеваю всех кормить сразу, помоги мне покормить зайку».
3. Основными партнерами, на которых непосредственно направлены формирующие воздействия взрослого, являются двое детей. Воспитатель «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.
Игровая среда.
Важно в этот период обеспечить малышам возможность развернуть игровые действия с куклой (мишкой, зайкой) самостоятельно.
Для этого нужно посадить несколько игрушечных персонажей за столы (в удобном для детей месте), поставить перед ними тарелки, положить ложки (игрушечные, больших размеров, даже настоящие чайные) или подготовить пару игрушечных кроваток и стульчиков, а рядом посадить кукол (мишек, зайчиков) и т.д.
На данном этапе игровые предметы, используемые воспитателем в игре, должны имитировать реальные, это поможет пониманию детьми смысла игровой ситуации, включению в нее. Условность, мнимость игровой ситуации подчеркивается тем, что воспитатель в своей речи вводит в игру воображаемые элементы: кормят кашей, которой нет, моют водой, которая не течет из игрушечного крана и т.п. При этом сам предмет, которым оперирует ребенок, пока еще должен быть очень похож на настоящий.
Игровая среда.
Для обозначения игрового пространства могут использоваться различные модули, веревочки или просто стульчики. Для обозначения роли – минимальное количество атрибутов, чтобы легко было переключиться на новую роль. Атрибуты не должны отвлекать ребенка от ролевого взаимодействия.
Игровая среда.
На следующем этапе формирования игровых умений у детей 3-го года жизни, предметно-игровая седа при сохранении стабильных ключевых игровых предметов (игрушечные персонажи, кухонная плита, кроватки для укол и т.п.) пополняется игрушками – заместителями ( палочками, кубиками, коробочками и т.п.) .
Следует учитывать, что дети, особенно раннего возраста нуждаются для развертывания игры в реалистических предметных опорах: сюжетных игрушках, копирующих настоящие вещи. Поэтому в игровой среде предметы-заместители дополняют, а не исключают сюжетные игрушки.
По мере овладения детьми условными игровыми действиями воспитатель может направлять ребенка на дополнение по смыслу условных действий сверстников, т.е. переводить детей к элементарному взаимодействию. Участвуя в игре, воспитатель развертывает небольшой сюжет таким образом, чтобы действие одного из малышей было адресовано сверстнику, он как бы «замыкает» детей друг на друге.