Формирование психоэмоционального здоровья и благополучия детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Составители: Макарова Лариса Владимировна, воспитатель
Биккиняева Нурия Калимулловна, воспитатель
Цель: повышение психолого – педагогической грамотности педагогов и родителей при взаимодействии с детьми дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Материал: Буклет: «Игра – сказка «Разноцветная карусель» на снятие психоэмоционального напряжения»; атрибуты к игре: 6 котят - синего, жёлтого, красного, зелёного, черного и белого цвета, солнышко, тучка, смайлики – настроения, 4 домика из цветного картона с одной стороны тёмного, с другой светлого оттенка одного цвета - синий, жёлтый, зелёный, красный; слова текста игры на каждого участника.
Актуальность: Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными. Так в раннем детстве малыши живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей.
С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Делать это профессионально и грамотно, объединив усилия педагогов-психологов, родителей, воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.
Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, тревожными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
В пособие «Разноцветная карусель» представлены две сказки:
- Как котята подружились с Грустинкой.
- Как котята подружились с Веселинкой.
Они уникальны тем, что помогут детям овладеть навыками управления своей эмоциональной сферой; развивать способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их оценивать и полноценно переживать; развивать воображение, внимание, память, восприятие; развивать связную речь; тренировать невербальные средства общения; прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса.
Ход мастер-класса
1. Вводная часть начинается ритуалом приветствия и настроем на тему мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, он весел и здоров. Тема нашего мастер-класса «Психоэмоциональное здоровье и благополучие детей». В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя спокойно, тепло и уютно, комфортно. Представлем Вашему вниманию пособие «Разноцветная карусель», которое включает две сказки:
• Как котята подружились с Грустинкой.
• Как котята подружились с Веселинкой.
Цель игр: познакомить с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений.
Задачи:
● Расширять представления об эмоциях, их названиях и описании.
● Формировать умение передавать свое и чужое эмоциональное состояние через называние, понимание и описание.
● Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
● Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
● Научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
● Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
● Определить настроение, как характеризуются “радость” и “грусть”. Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти.
● Научить создавать цельность цветового впечатления путем поиска разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.
● Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.
● Развивать творческое воображение и фантазию.
● Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), умение слушать друг друга.
● Воспитывать дружеские отношения.
2. Практическая часть.
Сегодня на мастер-классе предлагаем Вам проиграть эти сказки вместо детей. Нам необходимо выбрать 6 участников игры.
Желающие выходят и выбирают разноцветных котят, и выполняют действия по тексту, обращаясь друг к другу, играя роль выбранного котенка.
Ведущий.
Бывают чувства у людей, У рыбок, птичек и зверей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто удивлен?
А кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
Черный и белый котенок поочередно подходят к домикам разноцветных котят.
Ведущий – сказочница рассказывает придуманную сказку «Как котята подружились с Грустинкой и Веселинкой» и что в результате произошло:
Как котята подружились с Грустинкой
Сказочница: Жила - была Грустинка, она была на всех сердитая, потому что у нее было плохое настроение. Не нравилось ей, что все смеются и радуются когда ей грустно. Она любила когда на небе сердитые тучки, пасмурно (достаются соответствующие атрибуты),
Участник - чёрный котёнок:
Я маленький, чёрненький, грустный котёнок Сердитый, печальный, несчастный с пелёнок.
Где я только появлюсь, там сразу наступает грусть. Темнеет небо, солнышко, травинки За это все зовут меня - Грустинка.
Сказочница:
Пошла Грустинка, чтобы передать свое плохое настроение, к разноцветным котятам. Шла она, шла, и пришла к домику синего котенка:
Участник - синий котёнок
Я весёлый и счастливый,
Я по цвету синий – синий!
Я танцую и пою! Всех на свете я люблю.
Участник – чёрный котёнок
Давай с тобой дружить синий котенок. Котенок согласился, но вдруг ему стало грустно, решил он пойти в домик, а его домик из синего превратился в темно синий грустный и сердитый.
(Домик поворачивается с синего на темно синий, котенок печалится, меняется смайлик на мордочке котенка на грустного)
Участник – жёлтый котёнок
Котёнок чёрный не грусти…
Ко мне в гости заходи,
Поиграем мы немножко (два котёнка играют)
Что случилось!? Как же так?
В моём доме кавардак…
(Котёнок загрустил, заплакал, меняется смайлик на мордочке и домик с жёлтого на тёмно - жёлтый)
Сказочница: И к какому бы домику не подходил чёрный котёнок, настроение у всех портилось, все грустили, печалились и плакали.
(Зеленый на темно- зеленый, красный на тёмно- красный)
Как котята подружились с Веселинкой
Сказочница:
Жила -была Веселинка, у нее было очень хорошее настроение она, смеялась радовалась и поэтому на небе светило солнышко, летали и чирикали птички (достаются соответствующие атрибуты ), и у всех было очень хорошее настроение (какую песенку можно спеть?-веселую). Решила Веселинка пойти погулять, чтобы передать свое хорошее настроение.
Ребёнок белый котёнок:
Я озорной, смешной котёнок белый
Весёлый, добрый, я мурлыка – СМЕЛЫЙ. Я не грущу, не лью я зря слезинки.
Зовут меня ребята – ВЕСЕЛИНКА.
Сказочница: Шла она, шла, и пришла к домику синего котенка.
Веселинка. Давай с тобой дружить синий котенок, я хочу тебе передать хорошее настроение.
Сказочница: И к какому бы домику не подходил белый котёнок, все радовались. (разворачиваем домик с синего на голубой, котенок улыбается, меняется смайлик на мордочке котенка с грустного, на веселого, соответственно: красный на розовый, темно-желтый на светло-желтый, темно-зеленый на светло-зеленый)
Белый котёнок:
Вы котята не грустите
Ко мне скорее подойдите
Вас за лапку я возьму, обниму, развеселю!
Все котята:
Дружно за руки возьмёмся, Улыбнёмся, повернёмся,
Из сказки в садик мы вернёмся.
Ведущий. Проигрывание сказок стимулирует к объединению в игровое сообщество, вызывая у детей позитивный эмоциональный отклик на совместную деятельность со сверстниками.
Мастер-класс подошел к завершению.
Желаем творческих успехов. Спасибо за внимание.
Библиография:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 2005.
2.Коломинский Я.Л. Психическое развитие дошкольников. - Мн., 2001.
3.Валитова И.Е. Психологические особенности сознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте. - М., 1990.
4. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2001
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - М., 1966
6. Коломнский Я.Л., Панько Е.А. Психология шестилетнего возраста. - Мн., 1999
7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М., 2000
8. Никфоров Г.С. Психология здоровья. - СПб., 2002
Формирование психоэмоционального здоровья и благополучия детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Макарова Лариса Владимировна, воспитатель
Биккиняева Нурия Калимулловна, воспитатель
МБУ детский сад № 27 «Лесовичок» г.о. Тольятти
Цель: повышение психолого – педагогической грамотности педагогов и родителей при взаимодействии с детьми дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Материал: Буклет: «Игра – сказка «Разноцветная карусель» на снятие психоэмоционального напряжения»; атрибуты к игре: 6 котят - синего, жёлтого, красного, зелёного, черного и белого цвета, солнышко, тучка, смайлики – настроения, 4 домика из цветного картона с одной стороны тёмного, с другой светлого оттенка одного цвета - синий, жёлтый, зелёный, красный; слова текста игры на каждого участника.
Актуальность: Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными. Так в раннем детстве малыши живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Делать это профессионально и грамотно, объединив усилия педагогов-психологов, родителей, воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, тревожными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
В пособие «Разноцветная карусель» представлены две сказки:
- Как котята подружились с Грустинкой.
- Как котята подружились с Веселинкой.
Они уникальны тем, что помогут детям овладеть навыками управления своей эмоциональной сферой; развивать способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их оценивать и полноценно переживать; развивать воображение, внимание, память, восприятие; развивать связную речь; тренировать невербальные средства общения; прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса.
Ход мастер-класса
1. Вводная часть начинается ритуалом приветствия и настроем на тему мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, он весел и здоров. Тема нашего мастер-класса «Психоэмоциональное здоровье и благополучие детей». В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя спокойно, тепло и уютно, комфортно. Представлем Вашему вниманию пособие «Разноцветная карусель», которое включает две сказки:
- Как котята подружились с Грустинкой.
- Как котята подружились с Веселинкой.
Цель игр: познакомить с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений.
Задачи:
● Расширять представления об эмоциях, их названиях и описании.
● Формировать умение передавать свое и чужое эмоциональное состояние через называние, понимание и описание.
● Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
● Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
● Научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
● Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные; ● Определить настроение, как характеризуются “радость” и “грусть”. Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти.
● Научить создавать цельность цветового впечатления путем поиска разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.
● Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.
● Развивать творческое воображение и фантазию.
● Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), умение слушать друг друга. ● Воспитывать дружеские отношения.
2. Практическая часть.
Сегодня на мастер-классе предлагаем Вам проиграть эти сказки вместо детей. Нам необходимо выбрать 6 участников игры.
Желающие выходят и выбирают разноцветных котят, и выполняют действия по тексту, обращаясь друг к другу, играя роль выбранного котенка.
Ведущий.
Бывают чувства у людей, У рыбок, птичек и зверей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто удивлен?
А кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
Черный и белый котенок поочередно подходят к домикам разноцветных котят.
Ведущий – сказочница рассказывает придуманную сказку «Как котята подружились с Грустинкой и Веселинкой» и что в результате произошло:
Как котята подружились с Грустинкой
Сказочница: Жила - была Грустинка, она была на всех сердитая, потому что у нее было плохое настроение. Не нравилось ей, что все смеются и радуются когда ей грустно. Она любила когда на небе сердитые тучки, пасмурно (достаются соответствующие атрибуты),
Участник - чёрный котёнок Я маленький, чёрненький, грустный котёнок Сердитый, печальный, несчастный с пелёнок. Где я только появлюсь, там сразу наступает грусть. Темнеет небо, солнышко, травинки За это все зовут меня - Грустинка.
Сказочница: Пошла Грустинка, чтобы передать свое плохое настроение, к разноцветным котятам. Шла она, шла, и пришла к домику синего котенка:
Участник - синий котёнок Я весёлый и счастливый, Я по цвету синий – синий! Я танцую и пою! Всех на свете я люблю.
Участник – чёрный котёнок
Давай с тобой дружить синий котенок. Котенок согласился, но вдруг ему стало грустно, решил он пойти в домик, а его домик из синего превратился в темно синий грустный и сердитый.
(Домик поворачивается с синего на темно синий, котенок печалится, меняется смайлик на мордочке котенка на грустного)
Участник – жёлтый котёнок Котёнок чёрный не грусти… Ко мне в гости заходи, Поиграем мы немножко (два котёнка играют) Что случилось!? Как же так? В моём доме кавардак… (Котёнок загрустил, заплакал, меняется смайлик на мордочке и домик с жёлтого на тёмно - жёлтый)
Сказочница: И к какому бы домику не подходил чёрный котёнок, настроение у всех портилось, все грустили, печалились и плакали.
(Зеленый на темно- зеленый, красный на тёмно- красный)
Как котята подружились с Веселинкой
Сказочница:
Жила -была Веселинка, у нее было очень хорошее настроение она, смеялась радовалась и поэтому на небе светило солнышко, летали и чирикали птички (достаются соответствующие атрибуты ), и у всех было очень хорошее настроение (какую песенку можно спеть?-веселую). Решила Веселинка пойти погулять, чтобы передать свое хорошее настроение.
Ребёнок белый котёнок: Я озорной, смешной котёнок белый Весёлый, добрый, я мурлыка – СМЕЛЫЙ. Я не грущу, не лью я зря слезинки. Зовут меня ребята – ВЕСЕЛИНКА.
Сказочница: Шла она, шла, и пришла к домику синего котенка.
Веселинка. Давай с тобой дружить синий котенок, я хочу тебе передать хорошее настроение.
Сказочница: И к какому бы домику не подходил белый котёнок, все радовались. (разворачиваем домик с синего на голубой, котенок улыбается, меняется смайлик на мордочке котенка с грустного, на веселого, соответственно: красный на розовый, темно-желтый на светло-желтый, темно-зеленый на светло-зеленый)
Белый котёнок: Вы котята не грустите
Ко мне скорее подойдите Вас за лапку я возьму, обниму, развеселю!
Все котята: Дружно за руки возьмёмся, Улыбнёмся, повернёмся, Из сказки в садик мы вернёмся.
Ведущий. Проигрывание сказок стимулирует к объединению в игровое сообщество, вызывая у детей позитивный эмоциональный отклик на совместную деятельность со сверстниками.
Мастер-класс подошел к завершению.
Желаем творческих успехов. Спасибо за внимание.
Библиография:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 2005.
2.Коломинский Я.Л. Психическое развитие дошкольников. - Мн., 2001.
3.Валитова И.Е. Психологические особенности сознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте. - М., 1990.
4. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2001
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - М., 1966
6. Коломнский Я.Л., Панько Е.А. Психология шестилетнего возраста. - Мн., 1999
7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М., 2000
8. Никфоров Г.С. Психология здоровья. - СПб., 2002