Совместная двигательно – познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста
в условиях ФГОС ДО –
«Наша фишка – дети, спорт плюс книжка»
Авторы-составители: Плеханова М.В., воспитатель,
Кияница Л.А., инструктор по физической культуре
Реализуя направление «Физическое развитие», перед педагогом стоит задача – научить дошкольников определённым движениям, и в свете новых требований она усложняется тем, что он должен ещё закрепить полученные детьми знания из других областей. Но главное - заинтересовать детей, превратить образовательную деятельность в интересную игру. Современные требования к образованию дошкольников предполагают взаимосвязь различных видов деятельности. Содержание направления «Физическое развитие», как правило, связано с содержанием других направлений развития детей дошкольного возраста: познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического. Мы считаем, что взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей в процессе занятий физическими упражнениями способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач. Инновация совместной деятельности заключается в том, что дети в движении закрепляют познавательный материал по пройденной теме недели, при этом моторная плотность деятельности нисколько не уменьшается, дети, включаясь в игровой сюжет мероприятия, с большим интересом выполняют физические упражнения. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. По результатам новейших исследований ученых в области мозга становится ясно, что именно движение – важнейшая часть обучения. Мозг активизируется во время двигательной активности. Физические упражнения укрепляют существующие клетки мозга и даже стимулируют рост новых. Доказано, когда дети двигаются, большее количество информации идет в мозг. Таким образом, именно движение становится ключиком к развитию. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса - «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я знаю» (Конфуций).
На основании вышеизложенного мы постарались найти самые оптимальные методы и приёмы, обеспечивающие наибольшую взаимосвязь познавательной и двигательной деятельности. Наш девиз: «Наша фишка – дети, спорт, плюс книжка». Сначала воспитатель в образовательной деятельности даёт знания из области «Познавательное развитие», затем полученный материал закрепляется в интересной двигательной деятельности совместно с инструктором по физической культуре.
Развитие дошкольников строится в соответствии с возрастными особенностями: непроизвольность внимания, наглядно-образное мышление, ведущая деятельность - игра. Именно эти особенности определяют методы и приёмы работы по организации двигательно-познавательной деятельности.
Содержание двигательно-познавательной деятельности определяется перспективно-тематическим планом и темой недели.
Двигательно-познавательная деятельность - это форма работы с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию. Главная цель двигательно-познавательной деятельности - формирование у ребёнка потребности в самостоятельной двигательной деятельности, что в условиях современного образования, является не менее важным, чем непосредственное обучение ребёнка двигательным умениям. Это деятельность, которая воспринимается детьми как интересная игра и в то же время дети получают возможность использовать полученные ранее знания в моделировании настоящего и будущего жизненного опыта.
Работа осуществляется по нескольким направлениям:
1. Включение в подвижные игры и эстафеты заданий на закрепление знаний, полученных детьми в образовательной деятельности познавательное, речевое развитие.
2. Двигательно-познавательная образовательная деятельность по конкретной теме, объединяющие знания из различных областей образования дошкольников.
Формы работы:
1. Спортивный досуг «Легенды и были Жигулей».
2. Геолого-спортивное путешествие «Кладовая Жигулей».
3. Спортивно-экологический десант «Береги природу».
4. Интерактивная игра «Будущие космонавты».
5. Интеллектуальные догонялки «Люби и знай свой отчий край».
6. Шуточно-серьёзный кастинг «Цирк Арена. Эти забавные животные».
7. Физкультурно-познавательный час «Жигулёвская кругосветка».
8. Спортивный кинозал «Известные спортсмены нашего края».
9. Туризм «Путешествие по Самарской Луке».
10. Флешмоб «Здоровый дошкольник – здоровое будущее Тольятти».
11. Семейный клуб «На встречу друг, другу».
На основании требований СанПиН и Основной образовательной программой – образовательной программой дошкольного образования МАОУ детского сада № 27 «Лесовичок» в неделю определено три занятия по направлению «Физическое развитие». Мы предлагаем один раз в месяц проводить по этому направлению двигательно-познавательное комплексное занятие. Оно может быть как ОД, так и развлечением, как с родителями, так и без родителей. Как правило, это мероприятие работает на закрепление познавательного материала, полученного в течение определённого времени, в интересной для детей форме, и, что самое главное – в движениях.
Во время двигательно-познавательной деятельности используем следующие приёмы:
- художественное слово;
- ритмическая гимнастика;
- вопросы к детям;
- решение проблемной ситуации;
- показ ребенка;
- моделирование;
- ситуация выбора;
- создание соответствующей среды;
- сюрпризные моменты (детям по ходу деятельности предлагаются яркие атрибуты для проигрывания возникающих ситуаций);
- приём вхождения в образ;
- использование музыкального сопровождения (как средства эмоционального восприятия образовательной ситуации).
Мы считаем, что совместная деятельность, позволит качественно на новом, более эффективном, доступном для ребёнка уровне освоить большинство разделов программы. Совместная деятельность будет способствовать поддержанию внутреннего благополучия, позволит дошкольнику быстрее адаптироваться к изменяющимся психолого-педагогическим условиям, может быть направлена на сохранение здоровья ребёнка.
Литература.
1. Утробина К.К., «Занимательная физкультура в детском саду» (для детей 3-5 лет) - Издательство «Гном и Д», 2006.
2. Подольская Е.И. «Необычные физкультурные занятия для дошкольников» //Образовательное пространство ДОУ - Издательство «Учитель», 2011. – 168с.