• 2 слайд
  • Центральный

Добро пожаловать

Прием в детский сад

* Правила приема на обучение
*
Р
егламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования по ООП ДО
* Изменения в регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования по ООП ДО
* Правила приема на обучение в МАОУ детский сад № 27 "Лесовичок"
* График работы по приему родителей для письменного подтверждения своего согласия с предоставленным местом в детском саду
* Информацию о зачисленных детях в МАОУ детский сад № 27 "Лесовичок"

Азбука права

Азбука права

Безопасное детство

Специальная оценка условий труда

Независимая оценка качества

Опросы граждан Тольятти

Вопросы

Интерактивные опросы

Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?

низкий - 60%
средний - 0%
не знаю - 25%
высокий - 10%

Проголосовали: 20
Голосование для этого опроса закончилось on: 31 Авг 2023 - 00:00

50 плюс

Противодействие коррупции

Год семьи

Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника

дети и компьютер

Влияние компьютерной игры
на развитие дошкольника

Рекомендации для воспитателей и родителей воспитанников

Составитель: воспитатель Доспалова Ирина Леонидовна

Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.
Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили классические формы детской игры.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности (С.Л.Новоселова).
В этом возрасте у детей развивается воображение, которое в свою очередь развивает мышление. Исследователи отмечают, что бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его как игрушку. Поэтому важно учитывать рекомендации специалистов, помогающие сделать средством обучения, а не игрушкой, порабощающей ребенка.
Малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки. То же и при игре на компьютере. Яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки – рефлекс слуховой. Для кого-то это может стать замещением жизненных эмоций.
Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.
Однако исследователи отмечают, что современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, дум - игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы.
Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры, отличаются следующими качествами:
- мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;
- ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;
- на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;
- в общении с детьми не ощущают дистанции, не умеют вступать в глубокие личностные отношения.
По мнению исследователей, компьютерные игры должны начинать играть определенную роль в жизни детей только после того, как будут сформированы волевая и эмоциональная сфера.
Перед взрослыми неизбежно встает вопрос выбора, какие компьютерные игры нужны дошкольнику? Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то взрослые должны быть в курсе игровых новинок и обсудить с ребенком содержание новой игры. Совместное обсуждение может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем.
Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждают ребенка заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка.
Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием.
При неправильном подборе игровых программ может произойти вытеснение интересов: ребенок может полностью уйти в виртуальный мир.

Рассмотрим некоторые виды компьютерных программ для дошкольников

В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.

Развивающие игры.

Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.
К программам развивающего типа относятся:

  • Разнообразные графические редакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;
  • Текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста;
  • «Конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;
  • Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;
  • «Конструкторы сказок», совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.

Представленные игры предполагают множество педагогических методик их использования.

Обучающие игры.
К ним относятся игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. В этот класс входят игры, связанные:

• с формированием у детей начальных математических представлений;
• с обучением азбуке, слога - и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо;
• с обучением родному и иностранному языкам;
• с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;
• с эстетическим, нравственным воспитанием;
• с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Игры – эксперименты.
В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это является ключом к достижению решения игровой задачи.

Логические игры.
Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры – забавы.
В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.

Российские исследователи отмечают, что для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, педагогам и родителям, прежде всего, необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим – активные, динамические.
При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.
Классификация программ нужна педагогам и родителям для того, чтобы легче было ориентироваться во всем богатстве компьютерных игр, облегчает отбор требуемой программы по различным критериям.
Самое главное во всех компьютерных играх – отношение к игре ребенка, а для того чтобы воспитателю и родителю не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь информационную культуру и воспитывать ее в детях. В формировании информационной культуры могут помочь развивающие компьютерные игры. Основная задача использования компьютерных игр – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем.
Большинство обучающих игр традиционно направлены на формирование навыков чтения и счета, что поможет при подготовке к поступлению в школу, таким образом, решается вопрос преемственности между дошкольным и младшим школьным звеньями образовательной системы.

Компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их,
обогащая педагогический процесс новыми возможностями

(Ю.М.Горвиц, С.Л.Новоселова)

Для реализации этих возможностей необходимо четкое понимание того, что способности ребенка, обеспечивающие его игры с использованием компьютера, формируются до того, как он сел за него.
Для полноценного использования компьютера как средства деятельности, средства познавательного анализа информации о действительности от дошкольника требуется умение оперировать символами, обобщенными образами; ему необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень произвольности действий. Все это формируется у ребенка в его многообразной практической и игровой деятельности. При этом особое значение для формирования потребности целенаправленного управления компьютером, развития компьютерных игр имеет ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игра.
Специалисты утверждают, компьютерные игры должны быть неразрывно связаны с обычными играми. Если в обычной игре ребенок отображает действительность с помощью замещающих, но реальных предметов, то в компьютерной игре, пользуясь игровой программой, опираясь на свое воображение, создавать игровой «видеоряд». 

Мыслимое ребенком переносится на экран. (С.Л.Новоселова)

Компьютерные игры помогут развить многие навыки, но в определенный момент, когда ребенок уже освоил игрушку, он начинает воспринимать это занятие как развлечение. Игра перестает быть элементом развития, так как новых навыков ребенок не получает. А ведь любая игра кроме получения удовольствия должна чему-то обучать. Наблюдая за игрой ребенка, взрослый сможет понять, когда необходимо поменять игру, развлекающую, на игру развивающую.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке детей к обучению в школе. Обучающая функция компьютерных игр является одной из важнейших ее характеристик.
Компьютерные игры построены так, что ребенок получает обобщенное представление обо всех похожих предметах и ситуациях, а не только о единичных понятиях или конкретных ситуациях. Таким образом, у него формируется такая операция мышления, как обобщение.
С.Л. Новоселова отмечает, что в ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления), которые ведут к повышению творческих способностей детей.
Следует заметить, что достижения детей не остаются незамеченными. Дети чувствуют большую уверенность в себе. Робкие и малообщительные начинают активно делиться своими впечатлениями, достижениями в освоении компьютерного мира. Они активно рассказывают, обсуждают сюжеты, получают удовольствие от того, чего они достигли.
В процессе занятий на компьютерах улучшаются память и внимание детей. Компьютер передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем, как учебная. Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики. В любых играх детям необходимо управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с «мышью». Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости, что в дальнейшем облегчит усвоение письма. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Развивается умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Так развивается произвольность в поведении дошкольников.
Компьютерные игры специфичны, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей. В отличие от других игр и видов деятельности они позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры, реализовать такие свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться (например, из-за несформированности графических навыков); воздействовать на мотивационную сферу комплексно (одновременное использование звука, цвета, движения объектов, которым управляет ребенок); реализовать принцип самоконтроля (что позволяет детям чувствовать себя свободно, не бояться давать неверные ответы, не испытывать замешательства и неловкости); активно и самостоятельно управлять игрой, самим создавать игры (что укрепляет веру детей в свои силы).
Все это вызывает у детей повышенный интерес к компьютерным играм, позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и актуализировать возможности ребенка в интеллектуальной и мотивационной и эмоциональной сферах.
Компьютерной игре свойственны закономерности, присущие игровой деятельности детей в целом (игровая задача, включающая мотив, цель, способы и средства ее решения). Используя понятие "игровая задача" как единицу анализа игры на компьютере, можно отметить, что в компьютерной игре проявляется интеллектуальная активность, ребенок принимает и самостоятельно ставит игровые задачи, находит оптимальные способы их решения, «открывает» более сложные способы действий, объективно оценивает ход игры и ее результаты.
Компьютерные игры в дошкольном возрасте имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению.
Компьютерные игры, в отличие от других видов игр, позволяют увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику своего творчества. Это ведет к выработке способности самооценки. В этом состоит огромное преимущество компьютерных игр перед другими играми.
Компьютерные игры усиливают мотивацию образования. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютерные игры дают ребенку возможность использовать умственные силы, проявлять оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.
Таким образом, использование компьютерных игр в развитии дошкольников имеет много положительных сторон. Если ребенку интересно содержание игры, он узнает в ней что-то новое, игра открывает ему мир огромных возможностей, позволяет сделать процесс обучения достаточно простым и эффективным. Компьютерные игры содействуют развитию умственных способностей дошкольников в том случае, если в них учитываются возрастные особенности детей. Красочность и наглядность помогут легче усвоить материал. Компьютерные игры приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Все эти факторы имеют особое значение для подготовки детей к школьному обучению.
Качественные программы – настоящий клад для родителей и воспитателей. Большинство имеющихся на рынке учебных программ для дошкольников и младших школьников носит, на наш взгляд, слишком уж развлекательный характер. Причинами этому можно назвать как особенности психического развития детей этого возраста (неумение прикладывать достаточно длительные усилия для решения скучных учебных проблем, стремление к игровой деятельности), так и коммерческий характер этих программ – направленность, в первую очередь, на получение прибыли.

Какой продукт выбрать каждый решает сам, но важно учесть возможности,
которые предоставляет конкретная игра для развития ребенка.

Игры так увлекают, что ребенок забрасывает все дела и часами просиживает за компьютером. Действительно, компьютерные игры создаются с таким расчетом, что это будет интересное, увлекательное действо, способное до конца держать в напряжении. Очень часто в связи с этим говорят о компьютерной зависимости. Это важная причина, чтобы ограничивать ребенка во времени. Ограничения в работе с компьютером связаны, в первую очередь с нагрузкой на зрение и позвоночник. А ведь организм ребенка еще не до конца сформировался и к большим нагрузкам не готов. Чрезмерное увлечение компьютером сказывается на здоровье ребенка следующим образом:

  • ухудшается зрение;
  • повышается утомляемость;
  • появляются головные боли;
  • искривляется позвоночник, приобретается сколиоз;
  • начинают беспокоить боли в спине, шее, плечах и пояснице;
  • утомляются и начинают болеть пальцы рук;
  • малоподвижность может привести к плохому самочувствию и даже ожирению;
  • появляется нервозность, нарушается сон.

Все это возможно, если ребенок сидит за компьютером часами и не делает перерывов на отдых. Но, согласно исследованиям, если ребенок подходит к компьютеру на пятнадцать минут в день 2-3 раза в неделю, это нисколько не повредит его здоровью.
Таким образом, использование компьютера в учебно-воспитательном процессе детского сада поставило перед медиками и педагогами целый ряд проблем. Многие из них уже решены.

Разработаны научно обоснованные рекомендации по организации занятий с применением компьютеров для дошкольников:

  • продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет – 10 минут;
  • компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю;
  • после занятий следует проводить гимнастику для глаз;
  • стульчик, сиденье и подножка стола индивидуального места дошкольника должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана.

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.

Таким образом, компьютерные игры могут влиять на различные сферы развития ребенка: интеллектуальную, социальную, эмоциональную.
Они способствуют усвоению новых и закреплению уже имеющихся знаний, умений и навыков.

 

 

Витамины

ПАМЯТКА

  «Узнай о витаминах больше»

Составила: воспитатель Трушкина Инна Владимировна

Витамин А – морковь, сливочное масло, творог, молоко, яйца, рыбий жир, горох, капуста, щавель, облепиха.

     Этот витамин улучшает зрение, способствует росту, повышает сопротивляемость заболеваниям, оздоравливает кожу.

     Не разрушается при высокой температуре, при варке потери его минимальные. Он растворяется в жирах. Поэтому, например, морковь лучше не варить, а тушить на жире. А вот разрушается при контакте с железной и медной посудой, при контакте с воздухом.

Витамин С – если все нужные человеку витамины выстроить в ряд, то витамин С займет 70% места. Его организму требуется больше, чем какого-либо. И причем получать его мы должны каждый день, так как организм наш не способен его накапливать, а обходиться без него не может.

     Этот витамин повышает сопротивляемость инфекциям, влияет на наполнение и расходование энергии, укрепляет кровеносные сосуды, способствует заживлению ран, поддерживает в здоровом состоянии десны, зубы, кости.

     Источники витамина С – овощи, фрукты, ягоды. Наиболее богаты витамином С – плоды шиповника и стручковый перец. Причем в перце витамин С практически не разрушается и, например, фаршированный, тушеный, жареный, вареный перец содержит его почти столько же, сколько и свежий.

     А вот разрушается он из-за воздействия света и нагревания, при курении и употребления кофеина.

Витамин Д – Этот жирорастворимый витамин необходим для абсорбции и утилизации кальция и фосфора в желудочно-кишечном тракте. Он важен для роста организма и развития костей и зубов у детей, а также для профилактики и лечения остеопороза.

     Лучшие источники – продукты животного происхождения (молоко, яйца), жирная рыба, например, скумбрия, сливочное масло и сыр, печень трески. Кроме этого действие солнечных лучей позволяют выработать организму это витамин.

     Витамин Д относительно устойчив при приготовлении.

Витамин Е – растительные масла, темно-зеленые листья овощей, бобовые, орехи, семечки.   Этот витамин имеет большое значение для предотвращения развития рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Помогает усваивать пищу, оздоравливает кожу, активизирует жизненные силы организма, замедляет процессы старения. Установлена взаимосвязь повышения частоты возникновения заболеваний сердца и дефицита витамина Е.

    Разрушается из-за очистки и обработки продуктов, при замораживании при очень низких температурах.

Витамины группы В – ржаной хлеб, салат, морковь, картофель, дрожжи.

     Вы знаете, что эти витамины могут быть использованы для облегчения состояния депрессии или тревоги. Кроме этого витамины группы В помогают поддерживать здоровое состояние кожи, глаз, волос, печени, полости рта, мышечного тонуса в желудочно-кишечном тракте и функцию мозга.

    А вот разрушается он из-за воздействия света и нагревания, при курении и употребления кофеина, спирта и лекарств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка педагогу по составлению образовательной области

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ

  ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

составила: заместитель заведующего по ВМР Баженова Ольга Юрьевна

 

  1. Название области;
  2. Цель: (из приказа № 655 по ФГТ);
  3. Задачи: (из приказа № 655 по ФГТ);
  4. Задачи для каждой возрастной группы: (Из программы Васильевой и Вераксы);
  5. Принципы: (общие, без описания)
  6. Направления работы с детьми: (из программы «Успех», из программы Васильевой, Вераксы)

 

 

Направления работы

Формы работы

Средства, методы, приёмы

НОД

Режимные моменты

 

 

 

 

 

 

  1. Пути интеграция образовательных областей: (из программы «Успех)
  2. Перечень, программ, методических пособий для осуществления воспитательно – образовательного процесса (из программы Васильевой и Вераксы)

 

Требования к оформлению:

  1. Шрифт - Times New Roman,
  2. Размер – 12;
  3. Интервал – 1;
  4. Один пробел между разделами;
  5. Параметры листа: верх, низ – 2 см; лево – 3 см, право – 1 см.

Познавательное развитие дошкольников

ребенок думает

Консультация для родителей
"Познавательное развитие дошкольников"

 Составитель: старший воспитатель
Меркулова Наталья Геннадьевна

В течение всего дошкольного периода у ребенка проявляется потребность в получении и поиске знаний. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, игре, познавательной, поисковой и других видах деятельности позволяет сформировать положительное отношение к учебе, желание учиться в школе. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. Осмысленный, интересный, эмоционально привлекательный  материал усваивается легко и надолго. В играх могут решаться различные задачи - от психологических до познавательных. Дети в различных видах деятельности узнают интересные факты, знакомятся с  художественными произведениями, историей, традициями, бытом людей, рисуют, лепят, конструируют, учатся считать и читать. Все это способствует развитию кругозора, формированию навыков общения.

Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Познавательная активность дошкольников  высока. Поэтому экспериментирования, наблюдения, проектно - исследовательская деятельность являются в обучении  и развитии детей подготовительным этапом для успешного обучения в школе.

Ребенок познает мир в ходе практической деятельности с ним. Это происходит потому, что дошкольник выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить, предлагает возможные решения, проверяет эти решения исходя из данных, делает выводы на основе полученного результата, умозаключения, устанавливают причинно -  следственные связи между явлениями и фактами, т.к. еще психолог Д.Б. Эльконин говорил, дети «создают собственную картину мира» и применяют их на практике. Такая деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами элементарных математических знаний, с этическими нормами и правилами жизни в обществе и т.п.

В силу того, что ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые, малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш понимает и принимает социальный мир по - своему. И не учитывать этого нельзя, а знать необходимо. Дети очень наблюдательны, многое замечают: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению вмир.Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. И многочисленные «Как?», «Зачем?», «Отчего?», «Почему?», «Когда?» - лучшее проявление этой особенности.

На характер восприятия окружающего мира определенное влияние оказывает пол ребенка. Мальчики и девочки, наблюдая одно и то же явление или событие, видят его    по - разному и разное в нем запоминают. Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом уже осознают.

При организации процесса воспитания и образования, направленного на познавательное развитие, взрослому важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи. И отделить одни от других невозможно. Во время преподнесения различной информации важно настроение взрослого: мастерство его речи, собственные внутренние переживания и внешние их проявления, т.к. это вызывает у детей ответные чувства и отношения. Эффективность процесса развития познавательной активности во многом зависит от того, какими средствами пользуется взрослый:

  • социальная действительность - этоне только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу. Главное - показать детям окружающий мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя.                                          
  • предметы рукотворного мира– те, с которым ребенок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении.В каждом предмете заложен социальный опыт человечества, уровень развития общества, технического процесса. Мир разнообразен, значит и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям, назначению. Мир вещей существенно влияет на формирующиеся потребности маленького человека, является своеобразной опорой в общении с другими людьми.
  • игрушка - через игрушку малыш познает разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества. Даже его моральные ценности и идеологические установки. Игрушки различны по своему назначению и возможности стать средством познания мира:                           
    • техническая игрушка позволяет познакомиться с достижениями технической мысли. Способами управления предметом приобщает к способности человека воздействовать на окружающий мир;         
    • сюжетная игрушка обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности;
    • народная игрушка помогает приблизиться к национальным корням, к собственному народу, что значимо для социализации личности;
    • кукла стимулирует развитие социальных чувств.
    • художественная литература - она является источником знаний и источником чувств ребенка. Художественная литература самоценна, становится незаменимым средством приобщения к социальному миру. Детям нужны произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, басни и стихи разного содержания: познавательные, юмористические, лирические, т.е. те, из которых он может почерпнуть новую информацию и в которых ярко представлена мораль.
    • изобразительное искусство - произведения больших художников затрагивают душу ребенка и способны не только информировать о каких-то предметах, явлениях. Но и вызывать поистине высокие нравственные чувства. Детей затрагивают и взрослые социальные проблемы на картинах и необычность красок.
    • музыка - также отражает чувства и отношения и находит отклик в детской душе.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития познавательных способностей ребенка - дошкольника в разных видах деятельности. В основе этого лежит овладение разными формами опосредованного решения познавательных задач, построения и использования образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения окружающего мира, свойств предметов, их связей и отношений. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста имеет существенный общеразвивающий эффект, который проявляется в:

  • умении самостоятельно анализировать ситуацию;
  • развитии децентрации, т.е. умении менять свою точку зрения;
  • развитии   умения создавать идею будущего продукта и план его реализации.

Исходя из выше изложенного, мы, выяснили, что разнообразные средства становятся источниками познания мира при доступности восприятия, соответствие возрастным возможностям, эмоциональной насыщенности.                                      

Целенаправленная, продуманная деятельность под руководством разумного взрослого будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает. Высокий уровень познавательных способностей оказывается более важной предпосылкой успешного обучения в школе.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. О. М. Дьяченко "Чего на свете не бывает?", Москва, "Знание".
  2. Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, "Домашняя школа", Москва, "Знание".
  3. Л. Ю. Субботина, "Развитие воображения у детей", Ярославль, "Академия развития".
  4. О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськова, А. И. Булычева, "Дети, в школу собирайтесь", Москва, "Просвещение".
  5. Программа "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера.
  6. В.А. Милашевич, В.И. Дубрович, "Воспитатель: в чём секрет успеха", Витебск.

 

 

Познавательная деятельность в дошкольном учреждении

ребенок играет

Консультация для педагогов
"Познавательная деятельность в дошкольном учреждении"

Составитель: старший воспитатель
Меркулова Наталья Геннадьевна

Познавательная активность - это отличительная особенность здоровой психики человека. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины его восприятия. Играя, ребенок экспериментирует, пытается установить причинно - следственные связи и зависимости. Он сам, например, может узнать, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы, стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Дети - это пытливые исследователи окружающего мира. Такая особенность заложена в них от природы, которая проявляется рефлексом "что такое?" в безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь, под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная "исследовательская" деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико - синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений. Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Ребенок "учится сомневаться". Дети дошкольного возраста могут подвергнуть сомнению  знания взрослых, правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. (Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом). Без этого не может быть развивающего обучения. Не стоит давать детям готовые сведения, которые нет надобности воспринимать критически и их необходимо просто запомнить. Принесет ли большую пользу ребенку обучение, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта, проявления личного отношения? Однозначно – нет! Сомнение - это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Пора забыть привычное: "Мал еще со мной спорить!". Следует, наоборот, поощрять детей к спору, сомнению (если это не опасно для жизни и здоровья). Именно взрослый вводит малышей в безграничный и удивительный мир, раскрывает перед детьми его тайны и законы, закладывает познавательное отношение к нему. В истоках познания лежит определенное отношение человека к объекту познания, поэтому необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства, надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что и "большой" человек не утрачивает способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям и явлениям природы.  

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого  -  поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прежде всего, необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения "ребенок - взрослый" должны строиться на соучастии в деятельности. И вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослы к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Потому что решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - это путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить.  Этот путь называется проблемным обучением, суть которого заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль ребёнка, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.  Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает к вопросу, догадкам.

Организовать познавательную деятельность детей с целью развития психических процессов в каждом конкретном случае можно в разнообразных формах и проводить такую работу следует с  подгруппой детей, либо индивидуально. Тем не менее, чтобы развить в ребенке способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми, развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками, ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить в диалоге самого ребенка со сверстниками и взрослыми. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит так же в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагогу важно увлечь воспитанников в совместный умственный поиск, оказать им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность должна обязательно сопровождаться эвристической беседой, где взрослый ставит вопросы, побуждающие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам, свободно высказывая свои мысли, сомнения, отслеживая ответы товарищей, соглашаясь или оспаривая их.  Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не стоит забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы побуждают их к размышлению.

Литература: Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, "Домашняя школа", Москва, "Знание".  

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Ревакцинация

Ревакцинация

Лесовичок ВКонтакте

Лесовичок

Развивайка

Академия ранних наук

    малыш

Методический салон

Стажировочная площадка

Поделись позитивом с Тольятти!

позитивный Тольятти

Предшкольная пора

Федеральная инновационная площадка

Управленческий проект

Городской сквозной проект

Госуслуги

Cемья. Там где живет счастье

Урок на всю жизнь

Контактная информация

элемент декораМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 "Лесовичок" городского округа Тольятти
Наш адрес: 445004, РФ, Самарская область, г. Тольятти, бульвар 50 лет Октября, 21.
Телефоны: 8(8482)22-61-53, 8(8482)22-61-39
Факс, бухгалтерия: 8(8482)31-65-23
e-mail: chgard27@edu.tgl.ru
Адрес официального сайта: http://chgard27.tgl.net.ru/ 

 

Адреса мест осуществления образовательной деятельности:

1 корпус. 445004, РФ, Самарская область, г. Тольятти, б-р 50 лет Октября, 21, тел. 8(8482)22-61-53, 8(8482)22-61-39, факс. 8(8482)31-65-23;
2 корпус. 445019, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Чапаева, 35а, тел. 8(8482)22-18-03, 8(8482)22-18-14,
факс. 8(8482)70-84-50.

 

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти (ИНН 6320000427), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок".
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности», «Политика конфидециальности»
Положение об обработке персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей) в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок"
Положение об обработке и защите персональных данных работников МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок"

Согласие на размещение информации о ребенке на образовательном портале департамента образования администрации городского округа Тольятти и на официальном сайте Учреждения
Согласие на обработку персональных данных пользователей официального сайта Учреждения
Согласие на обработку персональных данных воспитанников и законных представителей