Коррекционно-логопедическая работа
учителя-логопеда в детском саду
Учитель-логопед – это специалист, который занимается профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи.
Целью работы учителя – логопеда в дошкольной образовательной организации является оказание необходимой коррекционно – логопедической помощи воспитанникам в возрасте 5 – 7 лет, которые имеют фонетическое, фонетико – фонематическое, общее недоразвитие речи.
Учитель – логопед 2 раза в год проводит диагностическое исследование устной речи воспитанников, которое состоит из обследования:
• звукопроизношения;
• фонематических процессов;
• словарного запаса;
• слоговой структуры слова;
• грамматического строя речи;
• связной речи.
Результаты исследования заносит в речевую карту ребенка. На основе диагностического исследования учитель – логопед определяет структуру и степень выраженности имеющегося у детей дефекта речи и составляет индивидуальное перспективное планирование коррекционной работы.
Основной формой коррекционно – логопедической работы являются занятия: индивидуальные и подвижными микрогруппами. В микрогруппы объединяются 3 – 4 ребенка с идентичными нарушениями речи. Состав групп может меняться в зависимости от динамики формирования речевых умений.
Длительность индивидуальных занятий составляет 15 – 20 минут, занятий в микрогруппе 20 – 25 минут. Коррекционную помощь ребенок получает 2-3 раза в неделю. Периодичность занятий зависит от структуры речевого дефекта, этапа коррекционного обучения, а так же от психофизических особенностей ребенка.
Учитель – логопед дает рекомендации родителям по организации ежедневных занятий дома в индивидуальных тетрадях. Индивидуальные консультации проводятся по приглашению учителя – логопеда или по просьбе родителей.
Устранение речевых нарушений длительный и сложный процесс, требующий совместной работы учителя – логопеда и родителей.
С уважением, учитель-логопед Романова Наталия Николаевна
Опыт работы учителя-логопеда
Романовой Натальи Николаевны
Рубрика "У школьного порога":
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
на темы:
- «Как расширить словарный запас ребенка?»
Учитель – логопед Дрюкова Н.О.
Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового, привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»
И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, идет расширение словарного запаса ребенка. Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно, называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которыми ребенок имеет дело. Гуляя с ребенком на улице, показывать и называть здания, транспорт, растения и другие интересующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.
Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно употреблять слово к месту. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природу. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, — обращаете вы внимание ребенка, — это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе и укрыл ими землю. Это листопад». — «Листопад», — повторяет ребенок, услышав новое слово. «Да, это листопад, — утверждаете вы. — Это слово обозначает: листья падают». Таким образом, представление о листопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом.
Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «листопад», можно показать ребенку картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят...
И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно, можно утверждать: оно вошло в его активный словарь осмысленно.
Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых помочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий он или твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для него недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить его с уже известным.
Например, накрывая на стол, мама просит дочь достать мягкий хлеб. Девочка в раздумье: как узнать, какой из двух батонов мягкий? И тут же вспоминает, как мама определяла хлеб в магазине. Теперь всякий раз, садясь за стол, она пробует хлеб и говорит: это мягкий, как пух, а этот жесткий. Или: перед ребенком два мяча — большой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч — зеленый, а маленький — красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится с разными качествами предмета, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качество. Эти примеры говорят также о том, что ребенок лучше всего запоминает качества предметов при их сравнении.
Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их.
Например, ребенок пришел с детского утренника. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и поговорить. Как он выражает свои впечатления? Обычно, захлебываясь от избытка впечатлений, он говорит отдельными фразами, а недостаток слов дополняет жестами, мимикой, движениями тела. Это происходит оттого, что он переполнен впечатлениями и мысль опережает слова. Плохо, если такая форма выражения мысли станет привычной для него.
Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг представлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружающем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлениях, перегружая его словарь трудными словами: изысканный, банальный и пр. Эти слова своей новизной привлекают ребенка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как дети с легкостью жонглируют «умными» словами, то у ребенка появляется привычка болтать, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие.
Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения.
- «Подбери определение», например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
- «Узнай предмет по определению»: белое, длинное, чистое, махровое... (полотенце).
- «Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар... (варит, печет, жарит); ветер... (воет, срывает листья, пыль поднимает, парус надувает).
- «Кто это делает?» (подбор существительных): метет улицу... (дворник), водит поезда... (машинист), лечит людей... (врач).
- «Чем это делают?» (подбор существительных): рисуют... (карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
- «Что может быть хмурым?» (свежим, зеленым, металлическим и т.д.): хмурым... (небо, лицо, утро, день, погода).
- «Назови части целого»: дерево... (ствол, ветки, корень листья); обедать... (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т.п.
- «Дай три названия и больше»: стол... (мебель — вещь); клевер... (трава — растение); каша... (блюдо—пища—питание).
- «Добавь пропущенное слово»: Пришел почтальон, он принес... Дворник взял метлу, он будет...
Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом. Специалистами предлагается целая система упражнений, направленная на:
• подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
• отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Труд кормит, а лень портит»;
• договаривание предложения с антонимами: летом жарко, а зимой...;
• составление предложений со словами синонимического ряда (струится, журчит, льется), парой антонимов (умный—глупый, весело—скучно);
• объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко зайчика — ушко иголки;
• подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец — горький, жгучий; острая иголка — остроконечная;
• рисование на тему многозначного слова;
• нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, литературных произведениях;
• придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.