Консультация для педагогов:
«Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
раздел «Музыка» в соответствии с ФГОС ДО в дошкольном учреждении»
Составила: Фаизова Наталья Владимировна,
музыкальный руководитель
Музыкальное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление), развитие эмоциональной сферы, развитие познавательной сферы, развитие физических качеств, развитие творческих способностей.
Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой гармонично развитой личности.
Художественно-эстетическое развитие в соответствии с ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В ДОУ разработана Основная общеобразовательная программа на основе Общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Музыкальным руководителем составлена Рабочая программа по реализации раздела «Музыка».
Содержание раздела «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально - художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Музыкально-художественная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.
Развитие музыкального восприятия осуществляется посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Важно подобрать звукозапись хорошего качества произведения в высокохудожественном исполнении.
Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.
Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
Виды музыкального исполнительства:
• Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
• Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
• Игра на детских музыкальных инструментах. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Данному виду музыкальной деятельности в нашем саду уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения, разработанная музыкальным руководителем.
Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально - дидактических игр, имеется достаточная база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
В подготовительной группе был реализован исследовательский проект «Струнные инструменты». Выявив проблему разницы звучания похожих по звукоизвлечению инструментов, вместе с детьми красочно, на бумаге и с помощью технических средств оформили свой путь исследования этой проблемы. Итогом реализации данного проекта явилось оформление альбома «Струнные инструменты», запись диска с фрагментами классических произведений для ознакомления со звучанием инструментов симфонического оркестра, создание музыкальным руководителем авторской компьютерной музыкально-дидактической игры «Угадай, что играет».
Специалистом обобщен на районном уровне опыт работы по теме «Развитие тембрового слуха через ознакомление с музыкальными инструментами”.
На музыкальном занятии дошкольников присутствуют все виды детского музыкального исполнительства, на котором основывается и детское музыкальное творчество. Необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства.
Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.
Музыкально - образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства.
Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов деятельности. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний.
Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности.
Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.).
В музыкально - ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.
Все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности.
Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Развивающая среда в музыкальном зале:
• Музыкальные инструменты для взрослых: пианино, аккордеон, гармонь, гитара, синтезатор
• Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, бубенцы и колокольчики, маракасы, трещотки); металлофоны (даитонические и хроматические); ксилофоны
• Музыкально-дидактические пособия: портреты композиторов, фотоматериалы, репродукции; музыкально-дидактические игры и пособия; озвученные музыкальные игрушки; игрушки-забавы
• Технические средства: Музыкальный центр, телевизор, DVD-плеер, DVD-проигрыватель +караоке, набор колонок, микрофоны, мультимедийное оборудование, ноутбук
• Оборудование для музыкальных игр-драматизаций: атрибуты для игр, шапочки-маски; ширма для кукольного театра; декорации; различные виды театров
• Сюрпризные предметные игрушки: куклы, машинки, герои мультфильмов, домашние и дикие животные
• Предметы для выполнения танцевально-ритмических упражнений: листья, цветы, ленточки, платочки, шарфы, султанчики, снежинки
• Оформление зала к праздникам, декорации и костюмы (для персонажей, для танцев)
Развивающая среда в группах
• Детские музыкальные инструменты.
• Музыкальный центр или магнитофон.
• Телевизор, видеоплеер
• Набор аудиозаписей (популярные детские песни, произведения классической музыки)
• Музыкальные игрушки
• Дидактические игры.
• Наглядный материал для знакомства с разными жанрами музыки, характера музыки.
• Картотеки музыкальных инструментов, плясок, движений под музыку.
При организации музыкальных уголков учитываем рациональность размещения, доступность, эстетичность.
При проведении режимных моментов художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через:
• использование музыки в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, при проведении утренних гимнастик, физкультминуток;
• прослушивание знакомых музыкальных произведений;
• включение тем в продуктивную деятельность детей (лепку, рисование), взаимодействуя с воспитателем.
Музыкальным руководителем сделана подборка музыкальных фрагментов для прослушивания в группе, оформлена картотека музыкальных произведений («Звуки природы», «Классическая музыка для малышей», «Народная музыка»).
Музыкальный руководитель один не может решать задачи музыкального воспитания только в непосредственной образовательной деятельности, то есть на музыкальных занятиях. Поэтому в его циклограмме выделено время для работы с педагогическим коллективом.
• Разработаны и проведены консультации по музыкальному воспитанию для воспитателей, узких специалистов («Функции и обязанности музыкального руководителя и воспитателя», «Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста», «Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости к прекрасному», «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей», «Среда ДОУ как место музыкальной деятельности»).
• Музыкальным руководителем разработаны и проведены консультации, семинары-практикумы для воспитателей, узких специалистов («Использование ИКТ в работе с дошкольниками», «Оснащение музыкальных уголков в группах», «Фоновая музыка в жизни детского сада», «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах», «Музыка и танец как средство оздоровления», «Развлечения в детском саду»).
Воспитательно-образовательный процесс происходит и через взаимодействие с родителями воспитанников – это вовлечение их в проектную деятельность («Струнные инструменты»), в развлечения («Минута Славы», театральные постановки); участие специалиста в родительских собраниях, оформление консультаций для родителей («Влияние музыки на психику ребенка», «Домашний оркестр», «Какую музыку слушать дома»), информационных листков («Как провести праздник дома», «Театр и дети», «Как определить талант вашего ребенка», «Запишите ребенка на танцы»); анкетирование, индивидуальное консультирование. Для родителей записаны диски с фрагментами музыкальных произведений, удобных для детского восприятия по содержанию и продолжительности (для всех возрастных групп).
Требования к результатам освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.