Развитие и образование детей дошкольного возраста
по образовательной области
«Познавательное развитие»
в соответствии с ФГОС ДО
Составитель: воспитатель Живолуп Лидия Михайловна
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность, дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: игре, экспериментам, проектам, опытам.
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия, мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Л.С.Выготский.
Уже к старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность становится одной из ведущих. Ребенок пытается понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, социуме. Старается упорядочить свои представления.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде, так называемого детского экспериментирования с предметами, а также в виде вербального исследования вопросов, которые ребенок часто задает взрослым (почему, зачем, как?).
В процессе познания окружающей действительности детей дошкольного возраста можно выделить 4 этапа.
Первый этап - любопытство.
Ребенок исследует с любопытством окружающую действительность.
А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности».
Особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является увеличение его осмысленности. Дети выделяют только интересные, значимые и необычные для них объекты. Что способствует развитию любознательности и дает толчок к возникновению исследовательской деятельности.
Значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение.
На четвертом этапе ребенок использует разные (приобретенные) способы действий, начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат. У ребенка формируется механизм прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности.
Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что главным мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность потому, что ему «это очень интересно». Познавательная направленность ребенка позволяет ему получать различные сведения из окружающей действительности с которыми он сталкивается на каждом шагу.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для игровой деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. В дальнейшем, эти умения и навыки, полученные ребенком в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Ведь самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно. В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Взрослые познают мир умом, а дети эмоциями. Для взрослых информация первична, отношение вторично у ребенка все наоборот. Эмоционально-чувствительное познание имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка, в процессе формирования у него определенного мировоззрения, для развития его личности. Отношение к миру у ребенка формируется только в процессе его жизни. Большая роль в этом процессе принадлежит взрослым. Поэтому в работе с детьми дошкольного возраста надо помнить, что чем бы мы не занимались с детьми, о чем бы не рассказывали им, что бы не развивали в них, всегда и везде интенсивно помимо нашей воли идет процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем. И в конечном результате именно отношение будет определять, на что ребенок направит свои знания, способности. При помощи взрослых ребенок познает мир, учится взаимодействовать с ним. У ребенка перед школой должен быть сформирован первичный элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к нему. Необходимо, чтобы отношение было:
- познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;
- бережным – мир хрупок и нежен он требует к себе разумного подхода и защиты, я хочу его защищать;
- созидательным – мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить его красоту.
Развивая познавательную сферу ребенка – дошкольника мы должны стремиться создать такие условия для его жизни, развития, обучения, чтобы богатейшее эмоционально – чувственное восприятие мира позволило ему стать Человеком.