• 2 слайд
  • Центральный

Добро пожаловать

Прием в детский сад

* Правила приема на обучение
*
Р
егламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования по ООП ДО
* Изменения в регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования по ООП ДО
* Правила приема на обучение в МАОУ детский сад № 27 "Лесовичок"
* График работы по приему родителей для письменного подтверждения своего согласия с предоставленным местом в детском саду
* Информацию о зачисленных детях в МАОУ детский сад № 27 "Лесовичок"

Азбука права

Азбука права

Безопасное детство

Специальная оценка условий труда

Независимая оценка качества

Опросы граждан Тольятти

Вопросы

Интерактивные опросы

Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?

низкий - 60%
средний - 0%
не знаю - 25%
высокий - 10%

Проголосовали: 20
Голосование для этого опроса закончилось on: 31 Авг 2023 - 00:00

50 плюс

Противодействие коррупции

Год семьи

Собрание для родителей Долбнева Марина Борисовна

Собрание для родителей

 Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Составила: воспитатель Яковлева Алёна Павловна

Цель: создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Оборудование: Конверты с разрезанными на слова пословицами о природе, ребусы, два ватмана, фломастеры.

Практический показ: Видеофрагмент образовательной деятельности с воспитанниками.

Ход собрания

Вступление. Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная.
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Как показывает практика, современные дошкольники обладают большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, мультфильмов. Лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление, экологическое сознание.
Наша сегодняшняя встреча - это лишь попытка заглянуть в удивительно разнообразный, неразгаданный мир природы. Попытка увидеть и понять, что удивительное всегда рядом, надо лишь уметь видеть и слышать.

Мы должны с малых лет воспитывать в детях четкое понимание: человек - часть природы. Не будет зелени, животных - и ему не жить на Земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше человеку будет жить в этом мире.

Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им правила поведения в природе.

Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Нужно ли говорить о том, насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру?

Хотелось бы, чтобы девизом нашего сегодняшнего КВНа стали слова Вадима Шефнера из стихотворения «Человек»:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей!

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она одна!

Итак, сейчас я вам предлагаю разбиться на две команды. Первая команда будет называться «ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК», вторая «СЛЕДОПЫТЫ».

1-    й конкурс. Представление команд. Пусть команды представятся (название команды, капитан команды, приветствие).

«Цветик - семицветик»

Природы верные друзья!

Дружны мы, как одна семья!

В КВН пришли играть,

Чтоб больше о природе знать!

«Следопыты»:

Каждый из нас природу защитит,

О каждом деревце душа у нас болит.

Готовы мы сегодня поиграть,

Все вместе о природе рассуждать.

2 - й конкурс. Разминка. «Веселая викторина».

Вопросы для первой команды:

О каком цветке идет речь?

Над лугом парашютики,

Качаются на прутике. (Одуванчик.)

Бродяга, слоняющийся по дорогам. (Подорожник).

Есть ли у улитки зубы? (Да, улитка имеет 135 рядов зубов, расположенных на языке.Каждый содержит 105, а в сумме 14175).

В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка).

Детеныш не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Кукушонок).

Кто в лесу без топоров строит избу, без углов? (Муравьи).

Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, смородины, плоды шиповника).

Вопросы для второй команды:

О каком цветке идет речь?

Я и в поле, и в саду,

У прохожих на виду.

Голова моя бела,

Лепестками проросла. (Ромашка).

Цветок и приправа к мясным и овощным блюдам. (Гвоздика).

Кто из пернатых всегда ходит с мешком? (Пеликан, пелика - по- гречески мешок).

Плоды каких кустарников богаты витаминомС? (Черная смородина, шиповник).

Что такое, по-вашему, Красная книга?

(Красный цвет - сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. В эту книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало, они находятся под угрозой вымирания. Их надо спасать: запретить охоту на них, охранять в заповедниках).

У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов).

У кого уши на ногах? (Кузнечик).

3 - й конкурс. «Собери пословицу».

Из предложенных слов командам нужно составить пословицы.

Сугробы снега на полях - урожай зерна в закромах.

Много снега - много хлеба, много воды - много травы.

Красна весна цветами, осень - снопами.

Лето - припасиха, а зима - подбериха.

4 - й конкурс. Конкурс капитанов.

Каждому капитану будет предложено по 5 ребусов. Побеждает тот капитан, который быстрее отгадает все ребусы.

5 - й конкурс. Музыкальный конкурс. Команды по - очереди исполняют песни о природе. Побеждает та команда, которая споет больше песен.

Первая команда поет песни о растениях, вторая - о животных.

6 - й конкурс. Живая пантомима.

Каждая команда показывает живую пантомиму, другая команда должна отгадать (3 объекта природы).

7 -й конкурс. Конкурс плакатов по теме «Планета Земля в опасности - спаси ее».

Каждой команде предлагается нарисовать свое видение, решения ситуации, по теме «Планета Земля в опасности - спаси ее».

Жюри подводит итоги конкурсов. Дети группы дают маленький концерт:

поют песни о природе, танцуют.

 

 

 

 

Воспитываем счастливых детей!

счастливые дети

Воспитываем счастливых детей!
(рекомендации для родителей)

Автор-составитель: Калюжная Анна Семеновна, педагог-психолог

№1.Обнимайте своего малыша. Ребенку просто необходимо не меньше четырех раз в день, а для хорошего полноценного развития – около 12 . Впервые об этом сказал известный хирург Роберт Мак. Только лаской и любовью можно воспитать счастливого и доброго ребенка.

№2.Хвалите ребенка. Если у малыша плохо что – то получается, не заостряйте на этом внимание. Хвалите за то, что у него лучше всего удается. Фразы, как «Всегда у тебя вот так плохо получается», «Вечно ты ….»действуют как гипноз и вызывают лишь негативные эмоции и закладывают в характер ребенка комплексы.

№3.Помогите ребенку стать уверенным  в себе. Если ребенок будет смелым и решительным, то сможет соперничать в таланте с любым. Не пугайте ребенка страшными историями, не создавайте страх высоты, воды, пауков и так далее. Страхи развивают в ребенке неуверенность в действиях, как итог проблемы в несамостоятельности. Не заостряйте внимание на недостатки во внешности или характере, помогите ему их скорректировать. Эти правила помогут воспитать ребенка лидером.

№4.Ребенок должен быть самостоятельным. Приучайте ребенка к чувству ответственности, поручая ему маленькие дела или заботу о других. Это сыграет очень важную роль в становлении его характера. Когда ребенок будет занят каким-то домашним делом, он быстрее станет самостоятельным и сможет принимать какие-то, хоть и маленькие, но решения, у него не будет времени на капризы и истерики.

№5.Развивайте способности ребенка. Следует отметить, что у каждого человека происходит раскрытие его способностей в разный период времени. Может и 5 лет, и в 15, и в 20…и в 60 лет. Появятся ли эти способности, и когда – это все зависит от семейных отношений.

№6. Не давайте ребенку готовых решений. Одной из самых главных хитростей в воспитании ребенка является то, что никогда не следует учить на прямую, а создавать такие ситуации, чтобы ребенок сам приходил к их решению, проявляя инициативность. Надо только подталкивать его к правильному решению.

№7.Создавайте ребенку препятствия. Очень важно, чтобы ребенок учился проходить препятствия на своем жизненном пути самостоятельно. Даже умные японцы знали от этого толк: «Если на пути к твоему счастью нет никаких препятствий, создай их сам».

Рекомендации помогут воспитать смелого ребенка, которые не боится решения проблем. Он сможет вырасти человеком, который менее подвержен стрессам. При воспитании ребенка важно не только быть хорошим педагогом, но и хорошим психологом.

Надеемся, наши рекомендации по воспитанию детей помогут вам понять,
как правильно воспитать вашего сына или дочку.

Источник: Ивлева И.А., Младник И.Ю., Сафуанова О.В. «Консультирование родителей в детском саду (индивидуальные особенности детей)», Москва: «Генезис», 2012 г.

 

Воспитание выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр

Театр

Воспитание выразительности речи
детей старшего дошкольного возраста

посредством театрализованных игр

Автор: Макарова Лариса Владимировна, воспитатель

Речь является необходимым средством общения и показателем культуры человека, с помощью которой происходит обмен информацией, эмоциональным и душевным состоянием. Владение выразительностью речи  делает человека  интересным собеседником, который передаёт не только свои знания, но и своё эмоциональное состояние, свои чувства. В дошкольном возрасте происходит развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, что требует специального обучения, специального речевого воспитания. В этот период детства важно научить ребёнка регулировать силу голоса, менять темп речи, вырабатывать чёткую дикцию, правильность речевого дыхания, интонационную выразительность. Процесс познания детей происходит эмоционально- практическим путём, поэтому ведущим видом деятельности  дошкольного возраста является игра, через которую ребёнок знакомится со всеми аспектами окружающей действительности, учится решать конфликтные ситуации, взаимодействовать со сверстниками, постигает правила поведения,  историю и культуру своего народа. Вот почему в новой примерной общеобразовательной программе ФГОС ДО  выделена отдельная глава, посвящённая игре, основными задачами которой являются развитие самостоятельности, инициативы и творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.  Театрализованные игры способствуют успешному решению этих задач, так как театр происходит в атмосфере волшебства и сказки, заинтересовать которой детей не сложно,  дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

Театрализованные игры – это интересные и увлекательные занятия, которые развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его прожить жизнь своего героя, сочувствовать  персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В процессе этого сопереживания рождаются моральные оценки, формируется опыт социальных навыков поведения, потому что каждая сказка или литературное произведение  всегда имеют нравственную направленность. Дети учатся различать добро и зло, оценивать поступки, любимые герои становятся образцом для подражания. Перевоплощаясь в образ героя, ребёнок учится находить в своём голосе те интонации, которые больше всего раскрывают образ данного персонажа, учится регулировать силу голоса, менять его тембр - говорить низким голосом или высоким, темп - медленно или быстро. Диалог персонажей ставит ребёнка перед необходимостью  чётко и понятно проговаривать слова, внимательно слушать и слышать партнёра, вовремя ему отвечать.

Театрализованная деятельность должна одновременно выполнять познавательную, воспитательную и развивающую функции, и способствовать достижению трёх основных целей: формированию выразительности речи, социально-эмоциональному развитию, развитию детского творчества, поэтому важная роль в ней отводится воспитателю. Воспитатель должен обладать выразительной, эмоционально-насыщенной речью, уметь перевоплощаться, владеть основами актёрского мастерства, навыками режиссуры, уметь заинтересовать и увлечь  детей. Он должен быть образцом для подражания. Работа над выразительностью речи должна вестись постоянно, путем кропотливой повседневной работы  воспитывается мягкий приветливый  тон разговора, умение  дружелюбно просить о помощи товарища, приветливо и радушно встречать и приглашать гостей, уверенно отстаивать свою позицию, ласково  предлагать   совместные игры. О речевой культуре ребёнка полезно сделать сообщение на родительском собрании, обратив внимание взрослых на необходимость воспитания у детей навыков культурного общения и поведения в общественных местах (в транспорте, в гостях и т. д.), говорить доброжелательным, спокойным тоном, не кричать, не перебивать собеседника, дослушивать его до конца, ясно  и понятно излагать свои мысли.  Упражнения на интонирование следует начинать со слушания сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос.

В старшем дошкольном возрасте дети становятся более активными и самостоятельными в выборе и содержании игр. Театрализованные игры дают материал для разного вида детского творчества, где дети сами сочиняют, импровизируют, инсценируют готовый литературный материал.  Усложняются и тексты постановок. В режиссёрских играх, где дети действуют от лица игрушечных персонажей (настольный театр, кукольный, пальчиковый, теневой) создаётся более свободная и непринуждённая обстановка, а непроизвольная речь всегда выразительна. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонации, мимики, пантомимы. Перед тем как исполнять роль необходимо провести предварительную работу: дать характеристику данного персонажа, поговорить о его характере, манерах, отличительных чертах  - это поможет оживить героев, правильно передать  образ. Очень важно, чтобы эти характеристики были конкретными: если мальчик сердится, то какие интонации слышны в его голосе? Почему одни и те же слова в сказке мы произносим разными голосами? (Потому  что говорят разные персонажи). Как говорит герой – ласково или грустно? Одним из  приёмов является образец выразительного чтения, но дети должны не бездумно копировать, а вносить своё творчество, своё видение. Во время заучивания текста необходимо, чтобы ребёнок  осознал смысл, особенности исполнения данного произведения, заблаговременно потренировался, поучился читать его, особенно сложные места.  Одним из эффективных приёмов развития интонационной выразительности – чтение по ролям, во время которого дети учатся вести диалог от лица героя. Повышению качества чтения служит договаривание за воспитателем строки или слова. 

Для развития отчётливого произношения слов и звуков помогают заучивание чистоговорок и скороговорок. Скороговорки помогают формировать правильное произно­шение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизноси­мые слова и фразы. Скороговорки — это веселая, забавная  игра слов, которую можно предлагать детям в различных вариантах. Начинать разучивать скороговорки нужно всем вместе  медленно, четко, активно произнося каждый слог. Полез­но проговаривать скороговорки преувеличенно четко, на хорошей опоре, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Активизирует речевой аппарат произнесение скоро­говорок беззвучно, энергично шевеля губами. Постепенно темп прибавляется и достигается максимально быстрое и чёткое произнесение.   

Для освоения выразительной речи  вводят упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.  Детей старшего дошкольного возраста знакомят с разными типами предложения: повествовательным, вопросительным, восклицательным. С помощью  специальных упражнений отрабатывается и закрепляется в речи определённая интонационная конструкция, выражающая или завершённое высказывание, или обращение, требование, восклицание, или вопрос. Учат понимать и передавать эмоциональные настроения – грусть, радость, удивление, страх, обиду. Выразительность является следствием понимания того, о чем говорится. Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. Более сложно сформировать выразительность произвольную. Для этого ребёнок должен проникнуть и понять передаваемый образ.  Создание художественного образа происходит не только при помощью слова и интонации, но и мимики, жеста, позы  - это и есть эмоциональность исполнения. Принимая участие в совместных постановках, дети учатся вести себя свободно и непринуждённо, открыто выражать свои чувства, передавать свои эмоции,  желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и на публике, перед зрителями, не стесняясь слушателей.

Важным стимулов для творческого порыва является поощрение. Необходимо хвалить и поддерживать детей в любых творческих начинаниях, это придаёт силы, уверенности и желание пробовать творить, экспериментировать. Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм театрализованных игр, которые передаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям.  

Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. В процессе игры в театр происходит познание устного народного творчества. Дети соприкасаются с историей и обычаями своего народа, слышат образец правильной и грамотной речи. Они имеют возможность импровизировать и фантазировать, быть режиссёром или исполнять роль в качестве артиста, развивать свои таланты и способности. Театрализованные игры  служат хорошей стартовой площадкой для вхождения в мир взрослого человека.

Арт-терапия как инструмент коррекции эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

арт-терапия

Арт-терапия 
как инструмент коррекции эмоционального развития детей 6-7 лет 
с нарушением функций опорно-двигательного аппарата 

Меркулова Наталья Геннадьевна,
старший воспитатель
 МБУ детский сад № 27 «Лесовичок» 

Арт-терапия возникла в 30-е годы XX столетия. Впервые этот термин употребил художник Адриан Хилл. Зигмунд Фрейд и Карл Юнг положили начало арт-терапевтическим методам, поясняя, что рисунок – есть результат неосознаваемых психических процессов. А. Маслоу, Р. Мэй и К. Роджерс считали, что снижает нервное напряжение и помогает справиться с внутренними конфликтами именно пробуждение активности творческого потенциала [1].

Процесс индивидуализации саморазвития личности, профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем детей, гармонизации личности через способность самовыражения и самопознания средствами изобразительной и творческой деятельности – есть основная цель арт-терапии. Коррекционно–профилактические возможности арт-терапии, не имеющие в своей основе противопоказаний, связаны с предоставлением ребёнку возможностей для самоутверждения и познания своего "Я". Создаваемые ребёнком фантазийные продукты творчества облегчают процесс коммуникации и установления отношений с другими значимыми людьми (родственниками, родителями, сверстниками и т.д.), помогают разобраться в своих чувствах и эмоциях, побороть замкнутость, тревожность, страхи, облегчить психологические травмы и потери, разрешить конфликты, как с другими, так и с самим собой. Степень самопринятия и самоценности, повышение уровня самооценки ребёнка дает именно явный интерес к результатам его творческой деятельности со стороны окружающих, принятие ими разнообразных продуктов изобразительного творчества [4].

Социально возможный и приемлемый выход гневу, агрессии, страху, фрустрации в процессе работы ребёнка над рисунками, коллажами, картинами, маленькими скульптурами дает использование разнообразных арт-терапевтических методов и является безопасным и действенным способом снять эмоциональное и мышечное напряжение, потому что неосознаваемые внутренние конфликты и сильные переживания часто бывает легче выразить с помощью творческих образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Взрослому арт-терапия в работе с детьми дает возможность получить материал для интерпретации, диагностических заключений и имеет достаточно гибкие походы, дающиебыстрый эффект для выравнивания определенных поведенческих реакций детей [5].

Созданию отношений эмпатии и взаимного принятия способствует совместное участие взрослого и ребёнка в арт-терапевтической деятельности. Ведь для детей творческая деятельность – это близкий, знакомый и доступный способ выразить себя, они достаточно свободно чувствуют себя в этот момент, к тому же, арт-терапевтические упражнения для них являются своеобразной игрой с определённым смыслом. В рамках доверительного взаимодействия через творчество педагог или родитель помогает ребёнку сконцентрировать внимание на своих внутренних переживаниях, ощущениях и чувствах, развить способности к их восприятию. А так как работа над рисунками, картинами, коллажами или лепка предусматривают упорядочивание размера, цвета и форм, то это позволяет сформировать и чувство внутреннего самоконтроля. Не менее важным продуктом арт-терапевтического воздействия на ребёнка со стороны взрослого является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их дальнейшего развития. В данном контексте, арт-терапия для родителей – это еще и замечательная возможность научиться конструктивно взаимодействовать со своими детьми, быть им другом, увидеть их истинный внутренний потенциал, посвятить им свое свободное время [3].

В психолого-педагогической практике известны пассивная и активная формы арт-терапии. В "потреблении" ребёнком художественных произведений, созданных мастерами разных времён и направлений заключается пассивная форма, когда он с интересом и любопытством рассматривает картины, иллюстрации, фотографии, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. В созидании разнообразных продуктов творчества самостоятельно или совместно с другими детьми и педагогами заключается активная форма арт-терапевтического коррекционного влияния на эмоциональное развитие ребёнка 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата [2].

О.А. Карабанова отмечает, что используя внутренний творческий потенциал и заложенные природой креативные способности ребёнка, можно выстроить механизм психологической коррекции с помощью арт-терапии, позволяющей в своеобразной символической форме искусства переконструировать травмирующую ситуацию и найти выход из неё.     

Л.С. Выготский подчёркивал, что под воздействием искусства, когда появляется эстетическая реакция, изменяющая действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение" и есть процесс арт-терапии.

При правильном отборе и систематическом включении арт-терапевтических технологий в процесс коррекции эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата будет незримо происходить обогащение эмоционального фона положительными эмоциями, формирование умения адекватно отреагировать ребёнком любые жизненные ситуации. Работу арт-терапевтической направленности с детьми можно выстраивать как индивидуально, при этом, эффективно решая такие проблемы как преодоление негативизма, эмоционального напряжения, коррекцию страхов и прочее, так и в группе, когда есть возможность сформировать умение у детей активно общаться со сверстниками, проявлять инициативу, отстаивать свою точку зрения, не проявляя агрессии и учитывая мнение других [6].

Выстраивание психолого-педагогической деятельности в данном контексте позволит решать следующие группы задач:

– коррекционные: разнообразить эмоциональный опыт, формировать навыки контроля у ребёнка за своими аффективными проявлениями, формировать способы неагрессивного снятия гнева и агрессии;

– профилактические: обогащать эмоции и эмоциональный опыт детей, формировать эмоциональную готовность детей участвовать в определённом виде детской деятельности, развивать субъективные побуждения к взаимодействию с разными сферами бытия, формировать позитивное отношение к своему "Я", к другим людям, к важнейшим объектам в каждой сфере бытия (продукты труда людей, объекты природы, произведения искусства и т.п.) разными способами;

– развивающие или совершенствования: развивать способности пользоваться языком эмоций, адекватно выражать эмоции и регулировать их во взаимодействии с другими людьми в каждой из осваиваемых сфер действительности, формировать умение видеть связь между природными явлениями и настроением, цветом и настроением, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Эти задачи можно определять, опираясь на разный эмоциональный опыт детей: к примеру, если ребёнок тревожный, фрустрированный, напряженный, то психолого-педагогическую работу необходимо выстраивать в ключе создания для такого ребёнка ситуации успеха, радости и это будет одна группа задач. Если ребёнок агрессивный, то задачи будут носить совершенно другой смысл, и педагог будет формировать у него опыт, связанный с пониманием боли другого. Важно отметить, что в рамках деятельности по коррекции эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата необходимо активно использовать арт-терапевтические технологии, так как они сами по себе очень разнообразны и прежде всего, связаны со спецификой эмоционально-личностных реакций и проявлений ребёнка, с развитием у него социальной перцепции.

Необходимо чётко определять задачи, разделяя их на блоки, понимая, что нужно корректировать, что развивать, а что формировать для профилактики эмоциональных нарушений. И все блоки задач следует решать не только применительно к самому воспитаннику, но и за счёт правильно организованной эмоционально благоприятной образовательной среды. Тогда возникает вопрос о работе педагога: во что, в какие виды деятельности он может включать ребёнка, какие конкретно для этого использовать арт-терапевтические технологии, к какому образовательному результату он при этом будет стремить детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

На сегодняшний день разработано огромное количествосредств арт-терапевтической направленности. Это фототерапия, сочинение историй, телесно-ориентированная терапия, танцевальная терапия, имаготерапия, библиотерапия, сказкотерапия, психогимнастика, пескотерапия, игротерапия, куклотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, и многие другие.

Более подробно мы рассмотрим одно из направлений арт-терапевтических технологий, а именно – изотерапию как увлекательное, доступное, интересное средство психологической коррекции эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Умело и грамотно подобрав изобразительные материалы и техники в соответствии с особенностями психоэмоционального состояния ребёнка, можно не только развить у него положительные эмоции и чувства, но и сформировать первоначальные элементарные навыки контроля за своим поведением.

Ранее, искусство рассматривалось только как способ развития эстетической стороны личности ребёнка. Однако, в свете сегодняшнего дня, его возможности можно использовать несколько иначе и применять не только для формирования гармонично развитой личности, но так же для профилактики и коррекции отклонений эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата [7].

Для педагога любая творческая работа ребёнка содержит в себе несколько важных основ:

– во-первых, это индивидуально-личностная визуализированная модель восприятия и отображения глубинного потаенного мира ребёнка;

– во-вторых, это предмет изучения свойств личности ребёнка, в результате которого выходят на поверхность скрытые внутренние проблемы, которые испытывает и иногда очень тяжело переживает ребёнок. Это могут быть различные психотравмирующие ситуации – тревога, фрустрация, страх, скрытая агрессия, трудности во взаимодействии с другими людьми. Выявленные проблемы указывают педагогу, как правильно организовать дальнейшую психолого-педагогическую работу с ребёнком, какое направление деятельности выбрать для более эффективного и положительного воздействия на коррекцию эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;

– в-третьих, рисунок является предметом взаимодействия взрослого и ребёнка. В процессе грамотно организованной ситуации коммуникации, объяснений, обсуждений, умозаключений, рассуждений над творческой работой и в процессе её сотворения ребёнком, взрослый имеет уникальную возможность воздействовать на ребёнка, передавать ему свой жизненный опыт. Иногда это воздействие может быть воплощено в сказку, где ребёнок способен увидеть варианты конструктивного взаимодействия героя с другими персонажами, познать, что есть добро, а что зло, узнать о морально-нравственных и справедливых взаимоотношениях между людьми;

– в-четвертых, рисунок или любая другая форма детского творчества раскрывает особенность детского восприятия, так как в нём отображено не только то, что дети видят во вне, но и то, что они знают и чувствуют. К примеру, ребёнок уверен в том, что его мама самая добрая, смелая и сильная, она всегда его защитит, поэтому маму он изобразит ростом выше, чем дом или дерево. Яркие образы, представления о мире формируются не только из личных познаний самого ребёнка, но и из представлений, транслируемых взрослыми, а так же из опыта других детей, который воплощается в субкультуре детского сообщества;

– в-пятых, результат творчества внушает автору понятие ценности его личности. Важно помнить, что любое творение ребёнка как отражение его личности должно быть интересно и педагогу, и родителям.

В период дошкольного детства для ребёнка особо привлекательны следующие техники изотерапии:

– Техника "Штриховка" – где рисунок появляется с помощью цветных карандашей или мелков. Ребёнку дана возможность бессистемно и хаотично наносить штрихи, каракули и линии на лист бумаги, а затем по воле внутренних порывов складывать из этих штрихов какой–либо образ. Штриховка может подготовить ребёнка к выполнению диагностических заданий, раскрепостить его, снять у него излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.

– Техника "Фроттаж" – когда сначала под лист бумаги кладётся любой небольшой по размеру плоский предмет или резной плотный картонный силуэт, а затем, лист заштриховывается карандашом и постепенно, как по мановению волшебной палочки в этом месте "проявляется" образ предмета. Данная техника помогает снять внутреннюю зажатость, благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.

– Техника "Марания" – позволяет детям замечательно марать, замазывать, закрашивать в несколько слоёв бумагу пластичными и яркими гуашью или акварелью. Краски помогают отобразить на бумаге спонтанные и сиюминутные порывы, в этом процессе не существует оценок, заданного образца или идеалов, здесь нет возможности сказать "ах, как красиво" или "фу, как некрасиво", "о, это очень хорошо" или "ты знаешь, что это плохо", нет заданной композиции и, наконец, здесь отсутствуют критерии. Именно эти ценные качества данной техники помогают ребёнку раскрыться, смело и открыто проявить свои эмоции через многообразие пятен, линий, брызг создание природных явлений, необычных домов или даже целых городов, сказочных существ, делая при этом для себя свои маленькие, но важные открытия.

– Техника "Монотипия" – заключается в том, что ребёнок податливыми гуашевыми красками наносит изображение на гладкую поверхность пентопринта, оргстекла, доски или плотной пленки, а потом на этот рисунок накладывает чистый лист бумаги, плотно придавливая его. В результате такого нажима рождается зеркально отраженный оттиск, который уносит ребёнка в мир фантазий и грёз. В тот момент, когда ребёнок может дорисовать нечёткий или не яркий образ, прорисовать получившийся отпечаток, взрослому даётся уникальная возможность интерпретировать то, что создано и умело скорректировать свою профессиональную деятельность в рамках эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

– Техника "Кляксография" – привлекает ребёнка своей неожиданностью. Ведь, сложив лист пополам и нанеся кляксу на одну из его сторон, никогда не узнаешь, что у тебя получилось, пока не закроешь пятно второй половинкой листа для получения оттиска.

– Техника "Рисование ладошками и пальцами" – увлекательный способ коррекции эмоциональной сферы. Если, прежде ребёнок никогда не рисовал ладошками или пальцами, то от такого занимательного творчества он получает не только необычные тактильные ощущения при соприкосновении с красками и бумагой, но и целую вереницу неизгладимых и ярких впечатлений. В процессе использования этой методики развивается как мелкая моторика и зрительно-моторная координация, так и обогащаются эмоции. Ребёнок получает новый жизненный опыт, у него формируется умение отражать свой внутренний мир необычным способом, раскрывая свой творческий потенциал. В связи с тем, что такой процесс изображения не свойственен ребёнку, то он, однозначно, не может быть безразличным для него, а значит и все те ощущения, что он испытывает и тот результат, что он получает – в данной ситуации нетипичны. Следует отметить, что отдельным детям, у которых развиты жёсткие социальные установки поведения, довольно сложно приступить к этой технике рисования. Для этих детей техника "рисования пальцами" может служить необычной профилактикой и коррекцией состояния эмоциональной зажатости, тревожности или подавленности.

– Техника "Рисование под музыку" – здесь основой являются живительные звуки музыки как особый акустический сигнал, который благотворно воздействует на ребёнка, повышая или понижая его активность, в зависимости от внутреннего состояния или ситуации. Известен научный факт о том, что правильно подобранная музыка положительно влияет на органы и системы человеческого организма, она способна изменить настроение, снять напряжение, избавить от агрессии или раздражительности. Если ребёнок испытывает аффективные состояния, то можно предложить ему создать творческую работу, нарисовать картину красками, карандашами, мелками или пластилином, слушая музыку и при этом представляя её цвет, движение отдельных звуков или мелодии в целом.

– Техника "Рисунки к психотерапевтическим сказкам" – особо актуальна в тот момент, когда необходимо илицелесообразно дополнять рисунками процесс сказкотерапии с целью более глубокого отреагирования эмоций и чувств, возникших в ходе сочинения психотерапевтической сказки, когда не имеется другой возможности в полной мере выразить свои мысли в вербальной форме.

– Техника "Мандала" – заключается в работе с шаблонами готовых мандал, игре с цветом и формой внутри круга разного размера. На начальных этапах работы с мандалой ребёнок выбирает ту из представленных, которая ему больше всего понравилась и разукрашивает её, в дальнейшем он уже способен сам создать мандалу и заполнить её узором по собственному желанию.

– Техника "Рисование сухими листьями" – когда с помощью оттиска, окрашенных в разные цвета листьев карагача или рябины, на листе бумаги появляются, к примеру, ромашки небывалой красоты или чудные пушистые ёлочки, а с помощью маленьких кленовых листьев можно создать необычное солнышко или далекие звёзды на небе. Данная техника помогает детям бороться с моторной неловкостью, зажатостью, негативизмом, способствует процессу адаптации к новому пространству, дарит чувство успешности. Использование в работе с детьми в нестандартной, ярко окрашенной психоэмоциональной ситуации позволяет расслабиться, снять мышечное напряжение, перестать испытывать страх, тревогу, фрустрацию и тот образ, что подарил оттиск листа преобразить его, превратить в радостное красочное чудо, весёлое настроение. В процессе данного творчества можно использовать музыкотерапию, дети могут работать под разнообразные звуки природы: шум прилива, дождя, тихий рокот морских камушков, перекатываемых силой морской волны, звонкое щебетание птиц, заливистое журчание горного ручейка.

– Техника "Рисование пластилином" – очень актуальная в работе с гиперактивными, тревожными, агрессивными и эмоционально зажатыми детьми, так как она требует усидчивости, концентрации внимания, некоторой доли физического усилия в процессе создания небольших объемных или полуобъемных изображений. Данная технология интересна детям 6-7 лет тем, что она как-бы вскользь, незаметно помогает "выудить" наружу внутренние проблемы, решать их в творческо-игровой, увлекательной и при этом естественной, для ребёнка форме, где он может вылепливать, рисовать свои "пластилиновые страхи", печали, агрессию и проговаривать вслух свои накопившиеся переживания и то, о чём раньше было просто невозможно рассказать. Рисуя пластилином, ребёнок формирует и волевые качества личности, потому что он постепенно научается не только снижать уровень агрессии или страха таким "сказочно-волшебным" способом, но и поэтапно планировать творческую деятельность, доводить начатое до логического завершения, оценивать сделанное. Для снятия эмоциональных напряжений пластилин можно не только размазывать по листу бумаги, картона или пластиковой доске, но и рвать на большущие куски и малюсенькие кусочки, сильно мять, резко тянуть. Ребёнок может действовать с пластилином ровно столько, сколько ему требуется для выплеска накопившихся отрицательных эмоций, пока он внутри себя не почувствует желание остановиться и закончить работу. Можно вылепить свой страх, а потом смять его или расплющить, а можно, добавив в поделку ярких красок, радостных деталей, видоизменить свою лепную фигурку или картинку в радость и счастье.

Преимущества и успешность использования арт-терапии в целом и изотерапии [6] в частности, заключаются в том, что в процессе коррекции эмоциональных нарушений детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, всегда можно подобрать ту технику, которая наиболее близка и интересна каждому конкретному ребёнку. Здесь, главное, учитывать эффективность и простоту, непосредственно интерес ребёнка не только к процессу создания продукта творчества, но и к его конечному результату. При создании творческой работы, ребёнок не должен испытывать дискомфорт и затруднения, в процессе деятельности он должен ощущать эмоциональное благополучие, находиться в благоприятной обстановке, ему должно быть интересно, потому что важно, чтобы он удерживал внимание. Получая необычный опыт в процессе арт-терапии, у ребёнка снижается контроль сознания и, незаметно для него самого, ослабевают или совсем отключаются механизмы психологической защиты, наружу вырывается свобода самовыражения и неосознанной информации. Если же ребёнок будет испытывать какие-либо неловкости, пусть даже мнимые, когда он вдруг почувствует себя слабым, незащищенным и будет реагировать доступными для него способами психологической защиты, то стоит подумать о смене арт-терапевтической техники для решения имеющейся на данный момент у него проблемы.

Выбор техники для каждого ребёнка индивидуален [8]. Один проявит интерес к податливому пластилину, а другой с удовольствием выберет краски и листья разных деревьев.

Здесь важен момент, когда внимание взрослого обязательно сможет подвести ребёнка к нужной манипуляции с необходимыми, в данный период, материалами, потому что все, без исключения, техники изотерапии способны не толькоразвить мелкую моторику и речь, повысить уровень тактильных ощущений и стимулировать нервные окончания в кончиках пальцев, но и подзарядить позитивными эмоциями, успокоить нервную систему, ослабить проявления гиперактивности, усилить способность к мышлению и стремление к познанию мира, развить творческие способности, фантазию и воображение, сформировать умение быть открытым, способным к импровизации и выражению эмоций без слов, избавиться от страхов, агрессии, застенчивости и принять себя таким, какой есть.

Взрослый при взаимодействии с ребёнком посредством арт-терапевтических техник, способствуя социализации и аффективной регуляции детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата должен постоянно помнить об особенностях их эмоциональной сферы [2].

В основе работы с детьми 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата с использованием арт-терапии лежит психолого-педагогическая помощь, которая обеспечивает необходимое ощущение психологической и эмоциональной защищенности каждому ребёнку в отдельности и группе детей в целом.

Как итог можно сказать, что понимание сущности эмоционального развития и того, что основными причинами нарушений эмоциональных состояний являются слабость нервной системы ребёнка, возрастные и индивидуально-личностные особенности, особенности детско-родительских отношений, отношений в детском коллективе и с педагогам дают возможность использовать арт-терапию как совокупность эффективных методик, которые способствуют коррекции эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата за счёт снижения уровня тревожности, страхов, нивелирования негативных состояний после психотравмирующих жизненных ситуаций. 

Список используемой литературы

  1. Воронова, А. Арт-терапия для детей и их родителей [Текст] / Воронова, А. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 253 с.
  2. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] / М.В. Киселева. – СПб. : Речь, 2014. – 160 с.
  3. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст] / С.В. Крюкова, Н.И. Донцова. – М. : Генезис, 2014. – 272 с.
  4. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук – СПб. : Речь, 2001.– 220 с.
  5. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / А.А. Осипова. – М. : Сфера, 2004. – 510 с.
  6. Паршина, Т.Б. Применение арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками [Текст] / Т.Б. Паршина., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В. – П. : НМЦ, 2014. – 62 с.
  7. Свистунова, Е.В.  Играем и развиваемся: комплексная психотерапия искусством детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В.  Свистунова, С.В. Шумилова, Е.В. Нестерова. – М. : Форум, 2015. – 496 с.
  8. Сидорова, И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.В. Сидорова. – СПб. : Детство-Пресс, 2013. – 80 с. 

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

дети делают физические упражнения

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Составитель: воспитатель Пермякова Александра Алексеевна

Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трем годам. Стопа - фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Одним из частых симптомов плоскостопия является боль в стопе. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит. Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом. Дети нередко страдают плоскостопием по вине родителей. Вредно ставить на ноги и обучать ходьбе неокрепших детей, особенно с признаками рахита, так как это ведет к неправильной установке стопы.
     Одной из причин является неправильно подобранная обувь, вредно носить не только тесные, но и чересчур свободные туфли, ботинки, которые иногда покупают детям «навырост», категорически запрещается ношение теплой обуви в помещении, ношение обуви со стоптанными задниками. Обувь без каблука, с мягким непрочным задником (тапочки, босоножки без пяток) плохо фиксируют стопу. 
     Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Борьба с плоскостопием должна идти по пути улучшения физического развития ребенка. С раннего возраста необходимо укреплять мышцы и связки ног. Детям очень рекомендуется массаж ног с последующей гимнастикой, влажным обтиранием. Необходимо регулярно проводить утреннюю гимнастику, подвижные игры. Полезны занятия плаванием, ходьба на лыжах (с 4-х лет), езда на велосипеде. Очень полезно ребенку побегать босиком или без обуви в носках дома. Летом рекомендуется чаще ходить и бегать по неровной поверхности босиком (песок, гравий, скошенная трава), - это хорошая гимнастика для стоп. Хорошее воздействие оказывают ежедневные прохладные ванны, массирующие коврики. Обувь должна быть тщательно подобрана: достаточно гибкая подошва, небольшой и широкий каблук, широкий носок. В течение дня обувь полезно менять. Детям с предрасположенностью к плоскостопию целесообразно положить под стельку поролоновую подкладку толщиной 3-4 см для лучшей амортизации стопы. Многие родители, узнав о плоскостопии детей, увлекаются ношением особых стелек-супинаторов, но они не исправляют плоскостопия, а лишь снимают болезненные ощущения. Длительное ношение их бесполезно и даже вредно детям раннего и дошкольного возраста, так как их жесткая конструкция не дает возможности тренировать мышцы стопы. Лечение плоскостопия включает в себя ношение правильной обуви, массаж и лечебную гимнастику на фоне общего укрепления организма ребенка. Основное и самое верное средство - специальная гимнастика, укрепляющая мышцы стопы и голеностопного сустава. Особенно хороший эффект достигается при ее сочетании с массажем голени и стопы. 

Массаж стопы.
     Сначала подошва разминается с помощью поглаживаний ладонью, затем нажимом больших пальцев. Необходимо сделать десять - двадцать повторных движений на каждую стопу. Стопа - удобное место лечебного воздействия. Во-первых, она хорошо разминается от естественных упражнений (ходьбы и бега босиком по песку и мелкой гальке), которые нравятся каждому ребенку, во-вторых, воздействовать на нее можно с помощью массажа, который не требует больших затрат времени и особых навыков. Направление движений при массаже стопы.

Литература:

1. М.Ю. Картушина «Оздоровительные занятия», М: «Творческий Центр», 2004г.

2. Е.Н. Вареник «Физкультурно – оздоровительные занятия с детьми 5 – 7 лет», М: «Творческий Центр», 2012 г.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Ревакцинация

Ревакцинация

Лесовичок ВКонтакте

Лесовичок

Развивайка

Академия ранних наук

    малыш

Методический салон

Стажировочная площадка

Поделись позитивом с Тольятти!

позитивный Тольятти

Предшкольная пора

Федеральная инновационная площадка

Управленческий проект

Городской сквозной проект

Госуслуги

Cемья. Там где живет счастье

Урок на всю жизнь

Контактная информация

элемент декораМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 "Лесовичок" городского округа Тольятти
Наш адрес: 445004, РФ, Самарская область, г. Тольятти, бульвар 50 лет Октября, 21.
Телефоны: 8(8482)22-61-53, 8(8482)22-61-39
Факс, бухгалтерия: 8(8482)31-65-23
e-mail: chgard27@edu.tgl.ru
Адрес официального сайта: http://chgard27.tgl.net.ru/ 

 

Адреса мест осуществления образовательной деятельности:

1 корпус. 445004, РФ, Самарская область, г. Тольятти, б-р 50 лет Октября, 21, тел. 8(8482)22-61-53, 8(8482)22-61-39, факс. 8(8482)31-65-23;
2 корпус. 445019, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Чапаева, 35а, тел. 8(8482)22-18-03, 8(8482)22-18-14,
факс. 8(8482)70-84-50.

 

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти (ИНН 6320000427), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок".
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности», «Политика конфидециальности»
Положение об обработке персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей) в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок"
Положение об обработке и защите персональных данных работников МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок"

Согласие на размещение информации о ребенке на образовательном портале департамента образования администрации городского округа Тольятти и на официальном сайте Учреждения
Согласие на обработку персональных данных пользователей официального сайта Учреждения
Согласие на обработку персональных данных воспитанников и законных представителей