Арт-терапия
как инструмент коррекции эмоционального развития детей 6-7 лет
с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
Меркулова Наталья Геннадьевна,
старший воспитатель
МБУ детский сад № 27 «Лесовичок»
Арт-терапия возникла в 30-е годы XX столетия. Впервые этот термин употребил художник Адриан Хилл. Зигмунд Фрейд и Карл Юнг положили начало арт-терапевтическим методам, поясняя, что рисунок – есть результат неосознаваемых психических процессов. А. Маслоу, Р. Мэй и К. Роджерс считали, что снижает нервное напряжение и помогает справиться с внутренними конфликтами именно пробуждение активности творческого потенциала [1].
Процесс индивидуализации саморазвития личности, профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем детей, гармонизации личности через способность самовыражения и самопознания средствами изобразительной и творческой деятельности – есть основная цель арт-терапии. Коррекционно–профилактические возможности арт-терапии, не имеющие в своей основе противопоказаний, связаны с предоставлением ребёнку возможностей для самоутверждения и познания своего "Я". Создаваемые ребёнком фантазийные продукты творчества облегчают процесс коммуникации и установления отношений с другими значимыми людьми (родственниками, родителями, сверстниками и т.д.), помогают разобраться в своих чувствах и эмоциях, побороть замкнутость, тревожность, страхи, облегчить психологические травмы и потери, разрешить конфликты, как с другими, так и с самим собой. Степень самопринятия и самоценности, повышение уровня самооценки ребёнка дает именно явный интерес к результатам его творческой деятельности со стороны окружающих, принятие ими разнообразных продуктов изобразительного творчества [4].
Социально возможный и приемлемый выход гневу, агрессии, страху, фрустрации в процессе работы ребёнка над рисунками, коллажами, картинами, маленькими скульптурами дает использование разнообразных арт-терапевтических методов и является безопасным и действенным способом снять эмоциональное и мышечное напряжение, потому что неосознаваемые внутренние конфликты и сильные переживания часто бывает легче выразить с помощью творческих образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Взрослому арт-терапия в работе с детьми дает возможность получить материал для интерпретации, диагностических заключений и имеет достаточно гибкие походы, дающиебыстрый эффект для выравнивания определенных поведенческих реакций детей [5].
Созданию отношений эмпатии и взаимного принятия способствует совместное участие взрослого и ребёнка в арт-терапевтической деятельности. Ведь для детей творческая деятельность – это близкий, знакомый и доступный способ выразить себя, они достаточно свободно чувствуют себя в этот момент, к тому же, арт-терапевтические упражнения для них являются своеобразной игрой с определённым смыслом. В рамках доверительного взаимодействия через творчество педагог или родитель помогает ребёнку сконцентрировать внимание на своих внутренних переживаниях, ощущениях и чувствах, развить способности к их восприятию. А так как работа над рисунками, картинами, коллажами или лепка предусматривают упорядочивание размера, цвета и форм, то это позволяет сформировать и чувство внутреннего самоконтроля. Не менее важным продуктом арт-терапевтического воздействия на ребёнка со стороны взрослого является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их дальнейшего развития. В данном контексте, арт-терапия для родителей – это еще и замечательная возможность научиться конструктивно взаимодействовать со своими детьми, быть им другом, увидеть их истинный внутренний потенциал, посвятить им свое свободное время [3].
В психолого-педагогической практике известны пассивная и активная формы арт-терапии. В "потреблении" ребёнком художественных произведений, созданных мастерами разных времён и направлений заключается пассивная форма, когда он с интересом и любопытством рассматривает картины, иллюстрации, фотографии, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. В созидании разнообразных продуктов творчества самостоятельно или совместно с другими детьми и педагогами заключается активная форма арт-терапевтического коррекционного влияния на эмоциональное развитие ребёнка 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата [2].
О.А. Карабанова отмечает, что используя внутренний творческий потенциал и заложенные природой креативные способности ребёнка, можно выстроить механизм психологической коррекции с помощью арт-терапии, позволяющей в своеобразной символической форме искусства переконструировать травмирующую ситуацию и найти выход из неё.
Л.С. Выготский подчёркивал, что под воздействием искусства, когда появляется эстетическая реакция, изменяющая действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение" и есть процесс арт-терапии.
При правильном отборе и систематическом включении арт-терапевтических технологий в процесс коррекции эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата будет незримо происходить обогащение эмоционального фона положительными эмоциями, формирование умения адекватно отреагировать ребёнком любые жизненные ситуации. Работу арт-терапевтической направленности с детьми можно выстраивать как индивидуально, при этом, эффективно решая такие проблемы как преодоление негативизма, эмоционального напряжения, коррекцию страхов и прочее, так и в группе, когда есть возможность сформировать умение у детей активно общаться со сверстниками, проявлять инициативу, отстаивать свою точку зрения, не проявляя агрессии и учитывая мнение других [6].
Выстраивание психолого-педагогической деятельности в данном контексте позволит решать следующие группы задач:
– коррекционные: разнообразить эмоциональный опыт, формировать навыки контроля у ребёнка за своими аффективными проявлениями, формировать способы неагрессивного снятия гнева и агрессии;
– профилактические: обогащать эмоции и эмоциональный опыт детей, формировать эмоциональную готовность детей участвовать в определённом виде детской деятельности, развивать субъективные побуждения к взаимодействию с разными сферами бытия, формировать позитивное отношение к своему "Я", к другим людям, к важнейшим объектам в каждой сфере бытия (продукты труда людей, объекты природы, произведения искусства и т.п.) разными способами;
– развивающие или совершенствования: развивать способности пользоваться языком эмоций, адекватно выражать эмоции и регулировать их во взаимодействии с другими людьми в каждой из осваиваемых сфер действительности, формировать умение видеть связь между природными явлениями и настроением, цветом и настроением, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
Эти задачи можно определять, опираясь на разный эмоциональный опыт детей: к примеру, если ребёнок тревожный, фрустрированный, напряженный, то психолого-педагогическую работу необходимо выстраивать в ключе создания для такого ребёнка ситуации успеха, радости и это будет одна группа задач. Если ребёнок агрессивный, то задачи будут носить совершенно другой смысл, и педагог будет формировать у него опыт, связанный с пониманием боли другого. Важно отметить, что в рамках деятельности по коррекции эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата необходимо активно использовать арт-терапевтические технологии, так как они сами по себе очень разнообразны и прежде всего, связаны со спецификой эмоционально-личностных реакций и проявлений ребёнка, с развитием у него социальной перцепции.
Необходимо чётко определять задачи, разделяя их на блоки, понимая, что нужно корректировать, что развивать, а что формировать для профилактики эмоциональных нарушений. И все блоки задач следует решать не только применительно к самому воспитаннику, но и за счёт правильно организованной эмоционально благоприятной образовательной среды. Тогда возникает вопрос о работе педагога: во что, в какие виды деятельности он может включать ребёнка, какие конкретно для этого использовать арт-терапевтические технологии, к какому образовательному результату он при этом будет стремить детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
На сегодняшний день разработано огромное количествосредств арт-терапевтической направленности. Это фототерапия, сочинение историй, телесно-ориентированная терапия, танцевальная терапия, имаготерапия, библиотерапия, сказкотерапия, психогимнастика, пескотерапия, игротерапия, куклотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, и многие другие.
Более подробно мы рассмотрим одно из направлений арт-терапевтических технологий, а именно – изотерапию как увлекательное, доступное, интересное средство психологической коррекции эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Умело и грамотно подобрав изобразительные материалы и техники в соответствии с особенностями психоэмоционального состояния ребёнка, можно не только развить у него положительные эмоции и чувства, но и сформировать первоначальные элементарные навыки контроля за своим поведением.
Ранее, искусство рассматривалось только как способ развития эстетической стороны личности ребёнка. Однако, в свете сегодняшнего дня, его возможности можно использовать несколько иначе и применять не только для формирования гармонично развитой личности, но так же для профилактики и коррекции отклонений эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата [7].
Для педагога любая творческая работа ребёнка содержит в себе несколько важных основ:
– во-первых, это индивидуально-личностная визуализированная модель восприятия и отображения глубинного потаенного мира ребёнка;
– во-вторых, это предмет изучения свойств личности ребёнка, в результате которого выходят на поверхность скрытые внутренние проблемы, которые испытывает и иногда очень тяжело переживает ребёнок. Это могут быть различные психотравмирующие ситуации – тревога, фрустрация, страх, скрытая агрессия, трудности во взаимодействии с другими людьми. Выявленные проблемы указывают педагогу, как правильно организовать дальнейшую психолого-педагогическую работу с ребёнком, какое направление деятельности выбрать для более эффективного и положительного воздействия на коррекцию эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
– в-третьих, рисунок является предметом взаимодействия взрослого и ребёнка. В процессе грамотно организованной ситуации коммуникации, объяснений, обсуждений, умозаключений, рассуждений над творческой работой и в процессе её сотворения ребёнком, взрослый имеет уникальную возможность воздействовать на ребёнка, передавать ему свой жизненный опыт. Иногда это воздействие может быть воплощено в сказку, где ребёнок способен увидеть варианты конструктивного взаимодействия героя с другими персонажами, познать, что есть добро, а что зло, узнать о морально-нравственных и справедливых взаимоотношениях между людьми;
– в-четвертых, рисунок или любая другая форма детского творчества раскрывает особенность детского восприятия, так как в нём отображено не только то, что дети видят во вне, но и то, что они знают и чувствуют. К примеру, ребёнок уверен в том, что его мама самая добрая, смелая и сильная, она всегда его защитит, поэтому маму он изобразит ростом выше, чем дом или дерево. Яркие образы, представления о мире формируются не только из личных познаний самого ребёнка, но и из представлений, транслируемых взрослыми, а так же из опыта других детей, который воплощается в субкультуре детского сообщества;
– в-пятых, результат творчества внушает автору понятие ценности его личности. Важно помнить, что любое творение ребёнка как отражение его личности должно быть интересно и педагогу, и родителям.
В период дошкольного детства для ребёнка особо привлекательны следующие техники изотерапии:
– Техника "Штриховка" – где рисунок появляется с помощью цветных карандашей или мелков. Ребёнку дана возможность бессистемно и хаотично наносить штрихи, каракули и линии на лист бумаги, а затем по воле внутренних порывов складывать из этих штрихов какой–либо образ. Штриховка может подготовить ребёнка к выполнению диагностических заданий, раскрепостить его, снять у него излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.
– Техника "Фроттаж" – когда сначала под лист бумаги кладётся любой небольшой по размеру плоский предмет или резной плотный картонный силуэт, а затем, лист заштриховывается карандашом и постепенно, как по мановению волшебной палочки в этом месте "проявляется" образ предмета. Данная техника помогает снять внутреннюю зажатость, благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.
– Техника "Марания" – позволяет детям замечательно марать, замазывать, закрашивать в несколько слоёв бумагу пластичными и яркими гуашью или акварелью. Краски помогают отобразить на бумаге спонтанные и сиюминутные порывы, в этом процессе не существует оценок, заданного образца или идеалов, здесь нет возможности сказать "ах, как красиво" или "фу, как некрасиво", "о, это очень хорошо" или "ты знаешь, что это плохо", нет заданной композиции и, наконец, здесь отсутствуют критерии. Именно эти ценные качества данной техники помогают ребёнку раскрыться, смело и открыто проявить свои эмоции через многообразие пятен, линий, брызг создание природных явлений, необычных домов или даже целых городов, сказочных существ, делая при этом для себя свои маленькие, но важные открытия.
– Техника "Монотипия" – заключается в том, что ребёнок податливыми гуашевыми красками наносит изображение на гладкую поверхность пентопринта, оргстекла, доски или плотной пленки, а потом на этот рисунок накладывает чистый лист бумаги, плотно придавливая его. В результате такого нажима рождается зеркально отраженный оттиск, который уносит ребёнка в мир фантазий и грёз. В тот момент, когда ребёнок может дорисовать нечёткий или не яркий образ, прорисовать получившийся отпечаток, взрослому даётся уникальная возможность интерпретировать то, что создано и умело скорректировать свою профессиональную деятельность в рамках эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
– Техника "Кляксография" – привлекает ребёнка своей неожиданностью. Ведь, сложив лист пополам и нанеся кляксу на одну из его сторон, никогда не узнаешь, что у тебя получилось, пока не закроешь пятно второй половинкой листа для получения оттиска.
– Техника "Рисование ладошками и пальцами" – увлекательный способ коррекции эмоциональной сферы. Если, прежде ребёнок никогда не рисовал ладошками или пальцами, то от такого занимательного творчества он получает не только необычные тактильные ощущения при соприкосновении с красками и бумагой, но и целую вереницу неизгладимых и ярких впечатлений. В процессе использования этой методики развивается как мелкая моторика и зрительно-моторная координация, так и обогащаются эмоции. Ребёнок получает новый жизненный опыт, у него формируется умение отражать свой внутренний мир необычным способом, раскрывая свой творческий потенциал. В связи с тем, что такой процесс изображения не свойственен ребёнку, то он, однозначно, не может быть безразличным для него, а значит и все те ощущения, что он испытывает и тот результат, что он получает – в данной ситуации нетипичны. Следует отметить, что отдельным детям, у которых развиты жёсткие социальные установки поведения, довольно сложно приступить к этой технике рисования. Для этих детей техника "рисования пальцами" может служить необычной профилактикой и коррекцией состояния эмоциональной зажатости, тревожности или подавленности.
– Техника "Рисование под музыку" – здесь основой являются живительные звуки музыки как особый акустический сигнал, который благотворно воздействует на ребёнка, повышая или понижая его активность, в зависимости от внутреннего состояния или ситуации. Известен научный факт о том, что правильно подобранная музыка положительно влияет на органы и системы человеческого организма, она способна изменить настроение, снять напряжение, избавить от агрессии или раздражительности. Если ребёнок испытывает аффективные состояния, то можно предложить ему создать творческую работу, нарисовать картину красками, карандашами, мелками или пластилином, слушая музыку и при этом представляя её цвет, движение отдельных звуков или мелодии в целом.
– Техника "Рисунки к психотерапевтическим сказкам" – особо актуальна в тот момент, когда необходимо илицелесообразно дополнять рисунками процесс сказкотерапии с целью более глубокого отреагирования эмоций и чувств, возникших в ходе сочинения психотерапевтической сказки, когда не имеется другой возможности в полной мере выразить свои мысли в вербальной форме.
– Техника "Мандала" – заключается в работе с шаблонами готовых мандал, игре с цветом и формой внутри круга разного размера. На начальных этапах работы с мандалой ребёнок выбирает ту из представленных, которая ему больше всего понравилась и разукрашивает её, в дальнейшем он уже способен сам создать мандалу и заполнить её узором по собственному желанию.
– Техника "Рисование сухими листьями" – когда с помощью оттиска, окрашенных в разные цвета листьев карагача или рябины, на листе бумаги появляются, к примеру, ромашки небывалой красоты или чудные пушистые ёлочки, а с помощью маленьких кленовых листьев можно создать необычное солнышко или далекие звёзды на небе. Данная техника помогает детям бороться с моторной неловкостью, зажатостью, негативизмом, способствует процессу адаптации к новому пространству, дарит чувство успешности. Использование в работе с детьми в нестандартной, ярко окрашенной психоэмоциональной ситуации позволяет расслабиться, снять мышечное напряжение, перестать испытывать страх, тревогу, фрустрацию и тот образ, что подарил оттиск листа преобразить его, превратить в радостное красочное чудо, весёлое настроение. В процессе данного творчества можно использовать музыкотерапию, дети могут работать под разнообразные звуки природы: шум прилива, дождя, тихий рокот морских камушков, перекатываемых силой морской волны, звонкое щебетание птиц, заливистое журчание горного ручейка.
– Техника "Рисование пластилином" – очень актуальная в работе с гиперактивными, тревожными, агрессивными и эмоционально зажатыми детьми, так как она требует усидчивости, концентрации внимания, некоторой доли физического усилия в процессе создания небольших объемных или полуобъемных изображений. Данная технология интересна детям 6-7 лет тем, что она как-бы вскользь, незаметно помогает "выудить" наружу внутренние проблемы, решать их в творческо-игровой, увлекательной и при этом естественной, для ребёнка форме, где он может вылепливать, рисовать свои "пластилиновые страхи", печали, агрессию и проговаривать вслух свои накопившиеся переживания и то, о чём раньше было просто невозможно рассказать. Рисуя пластилином, ребёнок формирует и волевые качества личности, потому что он постепенно научается не только снижать уровень агрессии или страха таким "сказочно-волшебным" способом, но и поэтапно планировать творческую деятельность, доводить начатое до логического завершения, оценивать сделанное. Для снятия эмоциональных напряжений пластилин можно не только размазывать по листу бумаги, картона или пластиковой доске, но и рвать на большущие куски и малюсенькие кусочки, сильно мять, резко тянуть. Ребёнок может действовать с пластилином ровно столько, сколько ему требуется для выплеска накопившихся отрицательных эмоций, пока он внутри себя не почувствует желание остановиться и закончить работу. Можно вылепить свой страх, а потом смять его или расплющить, а можно, добавив в поделку ярких красок, радостных деталей, видоизменить свою лепную фигурку или картинку в радость и счастье.
Преимущества и успешность использования арт-терапии в целом и изотерапии [6] в частности, заключаются в том, что в процессе коррекции эмоциональных нарушений детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, всегда можно подобрать ту технику, которая наиболее близка и интересна каждому конкретному ребёнку. Здесь, главное, учитывать эффективность и простоту, непосредственно интерес ребёнка не только к процессу создания продукта творчества, но и к его конечному результату. При создании творческой работы, ребёнок не должен испытывать дискомфорт и затруднения, в процессе деятельности он должен ощущать эмоциональное благополучие, находиться в благоприятной обстановке, ему должно быть интересно, потому что важно, чтобы он удерживал внимание. Получая необычный опыт в процессе арт-терапии, у ребёнка снижается контроль сознания и, незаметно для него самого, ослабевают или совсем отключаются механизмы психологической защиты, наружу вырывается свобода самовыражения и неосознанной информации. Если же ребёнок будет испытывать какие-либо неловкости, пусть даже мнимые, когда он вдруг почувствует себя слабым, незащищенным и будет реагировать доступными для него способами психологической защиты, то стоит подумать о смене арт-терапевтической техники для решения имеющейся на данный момент у него проблемы.
Выбор техники для каждого ребёнка индивидуален [8]. Один проявит интерес к податливому пластилину, а другой с удовольствием выберет краски и листья разных деревьев.
Здесь важен момент, когда внимание взрослого обязательно сможет подвести ребёнка к нужной манипуляции с необходимыми, в данный период, материалами, потому что все, без исключения, техники изотерапии способны не толькоразвить мелкую моторику и речь, повысить уровень тактильных ощущений и стимулировать нервные окончания в кончиках пальцев, но и подзарядить позитивными эмоциями, успокоить нервную систему, ослабить проявления гиперактивности, усилить способность к мышлению и стремление к познанию мира, развить творческие способности, фантазию и воображение, сформировать умение быть открытым, способным к импровизации и выражению эмоций без слов, избавиться от страхов, агрессии, застенчивости и принять себя таким, какой есть.
Взрослый при взаимодействии с ребёнком посредством арт-терапевтических техник, способствуя социализации и аффективной регуляции детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата должен постоянно помнить об особенностях их эмоциональной сферы [2].
В основе работы с детьми 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата с использованием арт-терапии лежит психолого-педагогическая помощь, которая обеспечивает необходимое ощущение психологической и эмоциональной защищенности каждому ребёнку в отдельности и группе детей в целом.
Как итог можно сказать, что понимание сущности эмоционального развития и того, что основными причинами нарушений эмоциональных состояний являются слабость нервной системы ребёнка, возрастные и индивидуально-личностные особенности, особенности детско-родительских отношений, отношений в детском коллективе и с педагогам дают возможность использовать арт-терапию как совокупность эффективных методик, которые способствуют коррекции эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата за счёт снижения уровня тревожности, страхов, нивелирования негативных состояний после психотравмирующих жизненных ситуаций.
Список используемой литературы
- Воронова, А. Арт-терапия для детей и их родителей [Текст] / Воронова, А. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 253 с.
- Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] / М.В. Киселева. – СПб. : Речь, 2014. – 160 с.
- Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст] / С.В. Крюкова, Н.И. Донцова. – М. : Генезис, 2014. – 272 с.
- Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук – СПб. : Речь, 2001.– 220 с.
- Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / А.А. Осипова. – М. : Сфера, 2004. – 510 с.
- Паршина, Т.Б. Применение арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками [Текст] / Т.Б. Паршина., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В. – П. : НМЦ, 2014. – 62 с.
- Свистунова, Е.В. Играем и развиваемся: комплексная психотерапия искусством детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Свистунова, С.В. Шумилова, Е.В. Нестерова. – М. : Форум, 2015. – 496 с.
- Сидорова, И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.В. Сидорова. – СПб. : Детство-Пресс, 2013. – 80 с.