Добро пожаловать
Безопасность
Педагогический вестник
Коррекционно-развивающая деятельность. Инклюзия
Консультационная помощь родителям
Специальная оценка условий труда
Интерактивные опросы
Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?
Проголосовали: 20
Родительский вестник
Противодействие коррупции
Давайте почитаем
- Категория: Родительский вестник
- Обновлено 07.02.2015 11:51
- Создано 13.03.2014 10:45
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 27
- Просмотров: 10496
Консультация для родителей
«Давайте почитаем»
Автор-составитель: заместитель заведующего по ВМР
Баженова Ольга Юрьевна
Занятия с книгой являются одной из самых доступных и наиболее эффективных форм в развитии ребенка.
Детская литература — главный источник, из которого ребенок черпает знания о разных сферах действительности. Из книги ребенок получает представление о жизни и поведении взрослых и детей; информацию, организованную в доступной для него форме, об окружающем мире (животных, растениях, других странах и др.) .
Читая или слушая книгу, малыш развивается эмоционально, реагируя на содержание, сопереживает героям произведения, испытывает эстетические чувства, воспринимая художественные средства выразительности (рифму и ритм стихотворения, повторы и особые лексические обороты сказки и т. п.) ; он усваивает понятия о добре и зле. Поскольку в сказках все заканчивается хорошо и добро побеждает зло, вырабатывается позитивное восприятие жизни.
Заучивая полюбившиеся стихи, пословицы, скороговорки, по многу раз произнося тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, ребенок вырабатывает умение различать на слух близкие по звучанию слова, у него улучшается дикция, формируется фонематическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.
Рассматривая иллюстрации, ребенок вглядывается в текст и отыскивает знакомые ему буквы.
К тому же чтение книг объединяет родителей и детей в сопереживании героям произведений, в обсуждении прочитанного.
Дети очень любопытны, они любят, когда им родители рассказывают сказки или читают книгу, поэтому внимательно слушают. Этим можно воспользоваться и легко усмирить ребенка, если он возбужден.
Нет ни одного негативного факта от чтения книг детям. Слушая истории, ребенок может сам управлять процессом восприятия информации. А его вопросы и внимательный или, наоборот, рассеянный взгляд создают как бы обратную связь, подсказывают родителям, активен малыш или утомлен, что делает невозможной перегрузку мозга, как при просмотре телевизора или игре на компьютере.
Если ваш ребенок слушает, как вы ему читаете или что-нибудь рассказываете, то в определенное время он сам станет рассказывать о невероятных событиях, которые он якобы пережил. В этих «приключениях» может участвовать кто-то из понравившихся ему литературных героев. Дело в том, что в возрасте 3—6 лет ребенок еще слабо отделяет выдуманный мир от реального. Он не умеет управлять своим воображением, реальные образы и образы представления очень яркие, и ребенку сложно их разводить. Придумки малышей бывают так убедительны, что некоторые взрослые пугаются и спешат обвинить ребенка во лжи. Этого делать ни в коем случае нельзя. Реакцией родителей на подобное сочинительство малыша должно быть искреннее и заинтересованное отношение к его рассказам. Можно высказать сожаление, что в этой причудливой истории не нашлось места для родителей. Читая книгу или рассказывая историю, внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Дело в том, что хорошая сказка или история «выводит на поверхность скрытые чувства», с которыми ребенок может не справиться. Поэтому можно проявить милосердие к чувствам ребенка и создать вместе с малышом его вариант сказки. Если история сильно взволновала малыша, спросите его, как бы он поступил на месте героев, расскажите, как поступили бы вы. Однако не следует в каждой сказке видеть проблемы ребенка. Сказка для малыша — идеальный способ целиком завладеть вниманием взрослого и хоть ненадолго удержать его около себя.
Читайте сказки каждый день. Прививайте ребенку уважительное отношение к книгам. Если книга является ценностью для взрослых, она со временем заинтересует и ребенка. Покупайте красивые, хорошо иллюстрированные книги, следите, чтобы ребенок их не разбрасывал. Читайте сами книги чаще и разговаривайте о книгах с друзьями. При совместных прогулках по городу обязательно загляните в книжный магазин, сходите в библиотеку, пусть ребенок сам попробует выбрать заинтересовавшую его книгу. Читайте ребенку свои любимые в детстве книжки, и вы окунетесь в приятные воспоминания детства, а малыш с удовольствием будет слушать счастливых и веселых родителей.
Ребенок быстро поймет, что эти черные точки-буковки могут доставлять радость, помогать рисовать в своем воображении интересные картины и рассказывать о необычайных приключениях. Как результат этого, малыш начинает интересоваться не только картинками, но и вглядываться в текст, отыскивать знакомые буквы. Этот интерес надо всячески поддерживать. Если он сохранится, процесс запоминания букв пойдет быстрее и без нажима со стороны взрослых. Не упустите это время, но и не переусердствуйте в своем стремлении научить малыша читать. Помните, что пока он просто играет в буквы, получая от этого удовольствие.
Важно, чтобы процесс слушания не был пассивным. Необходимо дать возможность малышу активно реагировать на события, происходящие в книге, чтобы он мог пересказать и прокомментировать их. В своем рассказе ребенок сможет передать основное содержание произведения, его главные события. Таким образом, он становится рассказчиком, владеющим средствами собственной передачи текста.
Научить ребенка рассказывать помогут игрушки как наглядные модели персонажей. Используя их, ребенок сможет ярче проявить свое отношение к героям услышанной истории.
К четвертому году жизни у детей повышается восприимчивость к художественным произведениям, элементам художественной формы (рифме, ритму). У них появляются различные эмоциональные отклики на содержание произведения в целом и на действия отдельных героев. Поэтому в этом возрасте очень важно приобщать ребенка к «золотому фонду» художественной литературы.