• лого

Добро пожаловать

Азбука права

Азбука права

Безопасное детство

Специальная оценка условий труда

Независимая оценка качества

Опросы граждан Тольятти

Вопросы

Интерактивные опросы

Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?

низкий - 60%
средний - 0%
не знаю - 25%
высокий - 10%

Проголосовали: 20
Голосование для этого опроса закончилось on: 31 Авг 2023 - 00:00

50 плюс

Противодействие коррупции

Год семьи

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Основные положения.

Консультация для педагогов

Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. Основные положения.

Говоря о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, нужно обратиться к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», принятому 1 сентября 2013 года. Этот закон внес ряд существенных изменений, как в систему образования Российской Федерации в целом, так непосредственно в дошкольное образование.
В структуру Российского образования входят: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Изменения структуры системы образования заключаются в следующем, добавлены два новых уровня – это уровень дошкольного образования, и уровень подготовки кадров высшей квалификации. Для сравнения: прежде статус дошкольного образования не был определен, и дошкольное образование юридически не считалось уровнем или ступенью, что не позволяло относиться к нему по достаточному принципу. Сейчас уровень дошкольного образования особенный: во первых он не обязателен в отличие от других уровней общего образования, отсутствует возможность изменить ребенку какую либо ответственность за результат.
Уровень образования - согласно федеральному закону это завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Совокупность требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти – это и есть Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Мы переходим от ФГТ дошкольного образования к ФГОС. Работа по внедрению ФГТ начата в марте 2010 года, с 1 января 2014 года вступают в силу ФГОС.
В приказе № 1155 от 17 октября 2013 года об утверждении стандарта сказано:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2.  Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

 

  • от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  • от 20 июля 2011г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

 

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Обратите внимание, что предыдущий документ ФГТ и ФГОС, по своей структуре являются преемственными по отношению друг к другу. Содержание любой программы должно охватывать определенные направления развития детей, которые в данном случае называются образовательными областями. Большинство педагогов с этим перечнем уже знакомы. Это пять образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественное - эстетическое развитие, физическое развитие.
Давайте вспомним, Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы, и опять видим преемственность этих документов. Согласно ФГТ содержание десяти образовательных областей было направлено на решение задач по четырем направлениям развития ребенка физическое развитие, социально - личностное, познавательное – речевое, и художественно – эстетическое развитие.
Существует преемственность пяти образовательных областей нового стандарта. Итак, социально – личностное развитие теперь называется социально - коммуникативным. Познавательно – речевое развитие разделено на две самостоятельные области: познавательное развитие и речевое развитие. Художественно – эстетическое и физическое развитие соответственно остаются, как и прежде. Естественно стоит заметить, что работа по образовательным областям продолжает строиться на принципах интеграции. Что же получается с личностным развитием? Дело в том, что разработчики стандартов решили, что нет смысла выносить личностное развитие в какую - то отдельную образовательную область, развитие личности ребенка происходит во всех видах его деятельности при освоении всех образовательных областей.
Далее стандарт прописывает конкретные задачи по освоению каждой образовательной области.

Социально – коммуникативное:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Формирование готовности к совместной деятельности.
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • Содержание образовательных областей, которые были в ФГТ (труд, безопасность) входят в социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие:

  • Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания
  • Развитие воображения и творческой активности
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие:

  • Владение речью как средством общения и культуры.
  • Обогащение активного словаря.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • Развитие речевого творчества.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  • Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно – эстетическое развитие:

  • Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства.
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:

  • Приобретение опыта в двигательной деятельности.
  • Развитие физических качеств.
  • Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
  • Правильное выполнение основных движений.
  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
  • Овладение подвижными играми с правилами.
  • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
  • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возраста детей. Оно должно реализовываться в определенных видах деятельности, через которые идет формирование ребенка дошкольного возраста. В младенческом возрасте - это непосредственно образовательное общение с взрослыми, манипулирование. В раннем возрасте - предметная деятельность, экспериментирование
с материалами и веществами. В дошкольном возрасте - это освоение целого ряда видов детской деятельности. Что это за виды детской деятельности? Они были прописаны в ФГТ. В стандарте это как раз именно те виды детской деятельности, которыми ребенок должен заниматься в определенном возрасте для полноценного физического, психического и эмоционального развития. Давайте еще раз на них остановимся.
Это игровая деятельность.
Коммуникативная - общение, взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
Познавательно – исследовательская деятельность (т.е. исследование объектов окружающего мира различными доступными детям способами, экспериментирование с ним).
К реализации основной образовательной программы относится так же оценка индивидуального развития детей, в виде мониторинга. Образовательный стандарт выдвигает два вида: педагогическую и психологическую диагностику.
Педагогическую диагностику проводит педагогический работник, исключительно с целью оценки индивидуального развития детей. Она связана с оценкой эффективности педагогических действий и будет лежать в основе дальнейшего планирования. Что это значит? Это внутренний педагогический мониторинг, который не должен разделять детей на уровни, выставлять им какие – то оценки и сравнивать между собой, это только для построения образовательной деятельности.
Психологическую диагностику можно проводить дополнительно по необходимости и только квалифицированным специалистом с целью выявления индивидуальных психологических особенностей детей. Психологическая диагностика допускается только с согласия родителей.
Дошкольное детство отличается от других уровней развития тем, что ребенок может развиваться гибко и пластично. Что это значит? Он может завтра не помнить, что учил сегодня, а послезавтра вспомнить и это нормально для данного возраста.
Высокий разброс развития, что это значит? Все, кто работал с маленькими детьми, прекрасно знают, что дети одного возраста могут сильно отличаться друг от друга по своему уровню развития.
Непосредственность и непроизвольность являются особенностями дошкольного детства.
А также дошкольное образование имеет свои собственные системные особенности: во первых это не обязательность уровня дошкольного образования в РФ. Что значит не обязательность уровня? Не закончив один уровень образования, человек не может перейти на следующий уровень. К дошкольному образованию это не относится. Уровень есть, но обязательности его нет, потому что мы не имеем права вменять ребенку какую-либо ответственность за результат. Маленькие дети не могут нести полноценную ответственность за результат, за выполнение каких либо заданий, за качество. Конечно, мы приучаем их к ответственности и самостоятельности, но одно дело приучать, другое дело требовать.
Что же вытекает из этой специфики. Учет выше перечисленных особенностей дошкольного детства делает не правомерными требования к ребенку дошкольного возраста каких - то конкретных образовательных достижений. Мы знаем, что от ребенка в школьном возрасте требуются достижения. У дошкольников это не возможно. Из этого следует необходимость определения результатов освоения образовательной программы не в виде сформированных навыков, знаний и умений, а в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не могут служить основанием для:

  • аттестации педагогических кадров;
  • оценки качества образования;
  • оценки уровня развития детей, в т.ч. в рамках мониторинга;
  • оценки выполнения муниципального (государственного) задания посредством;
  • их включения в показатели качества выполнения задания;
  • распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО. 

Прежде чем ознакомиться с целевыми ориентирами дошкольного образования, вспомним интегративные качества ребенка семи лет согласно ФГТ.
ФГОС предлагает целевые ориентиры. В целевых ориентирах нет конкретных знаний, умений и навыков, которые можно контролировать. Почему это происходит, если мы с вами обратим свое внимание на статьи 64 и 66 закона «Об образовании в Российской Федерации». Там описаны следующие основные уровни направления дошкольного образования:
- формирование общей культуры;
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических
и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- сохранение и укрепление здоровья.
У остальных есть свои уровни направления образования:
- овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Это основные задачи начального общего образования.
Задача дошкольного образования: сформировать предпосылки для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог овладеть этим материалом. Это не значит, конечно, что если ребенок стремится читать и считать в дошкольном детстве, что не надо ограничивать, но это и не значит, что его надо заставлять.
Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период детства.

Интернет- источники:

http://mon.gov.ru/
http://www.edu.ru/db/portal/obschee/
http://www.uimcvolsk.net/fgos.html

 

Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО

Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов
в период перехода на ФГОС ДО

Уважаемый педагог!

В связи с переходом к работе в рамках на ФГОС ДО, просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.

Ф.И.О.___________________________________________________________________________________

1. Достаточно ли Вы информированы о стандартах нового поколения?

2. В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативно-правовой документацией по этому направлению?

3. Имеете ли Вы необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС?

4. Испытываете ли Вы затруднения в овладении методологией организации деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО?
5. Способны ли вы отказаться от стереотипов, преодолеть инерцию мышления и использовать вариативность в педагогической деятельности?

6. Считаете ли Вы себя достаточно творческой личностью?

7. Чувствуете ли Вы в себе решительность и уверенность в том, что Вы преодолеете трудности при переходе на стандарты нового поколения?

8. Что необходимо Вам, как педагогу, для успешной работы в условиях стандарта? (перечислите)

9. Какие профессиональные затруднения при введении и реализации ФГОС Вы можете назвать?

10. Какими источниками информации Вы пользуетесь для методической подготовки к внедрению ФГОС?

11. Ваши действия по эффективному введению и внедрению ФГОС ДО.

Спасибо за ответы! Успехов Вам!

ФГОС дошкольного образования: смыслы и перспективы: путеводитель по стандарту в схемах и таблицах

 

ФГОС дошкольного образования:
смыслы и перспективы:
путеводитель по стандарту в схемах и таблицах

Атарова А.Н. и др.- СПб.: СПб АППО, 2013. - 45 с. 

В данной публикации представлены материалы, позволяющие педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, составить общие представления о проекте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основных управленческих решениях его внедрения, проанализировать общие концептуальные положения и отличия проекта ФГОС ДО от ФГТ, проследить взаимосвязь проекта стандарта и закона «Об образовании в РФ» в области родительских прав и обязанностей.

Обозначенные здесь вопросы помогут читателю составить собственное мнение о возможностях реализации проекта стандарта и сформировать личное видение решения поставленных задач в практической деятельности дошкольных организаций.

Публикация адресована заведующим дошкольных образовательных организаций разных типов, заместителям заведующих по учебно-воспитательной работе, методистам, старшим воспитателям, воспитателям, родителям и другим заинтересованным лицам.

Преемственность ФГТ и ФГОС: общее и отличия

В большинстве словарей преемственность трактуется как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию» (Советский философский словарь. — 1974).

Ниже представлены две таблицы с линиями сравнения следующих документов:

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  • Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20.07.2011 №2151;
  • проектом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вынесенным на общественное обсуждение 13.06.2013.

табл.1

Сравнительная таблица ФГТ к структуре ООПДО и проекта ФГОС дошкольного образования

 

Элементы сравнения

ФГТ к структуре ООПДО

 

Раздел и пункты ФГТ

Проект ФГОС дошкольного образования

Раздел и пункты проекта ФГОС

Структура документа

1.Общие положения

2.Требования к структуре ООПДО

3.Требования к разделам ООПДО

 

1.Общие положения

2.Требования к структуре ООПДО

3.Требования к условиям реализации ООПДО

4.Требования к результатам освоения ООПДО

1.10.

Общие

положения

Учет

разнообразных

потребностей

детей

Учтены особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья (OB3).

1.2.

Учтены особые образовательные потребности детей (ОВЗ, одаренные, мигранты и др.)

1.2. Общие положения

Механизм разработки и утверждения ООПДО

ООПДО разрабатывается, утверждается и реализуется в ОУ на основе примерных ООПДО, разработка которых обеспечивается уполномоченным Федеральным государственным органом на основе Федеральных требований

2.1.

Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ. Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп

1.8 Общие положения

Направленность ООП ДО

ООПДО определяет содержание и организацию образовательного процесса, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей

2.2

Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально- нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности

1.7. Общие положения

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования

2.1 Требования к структуре ООПДО

Цели документа

 

 

  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования

1.4. Общие положения

Задачи документа

 

 

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

  • формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого)

1.5 Общие положения

Документ является основой для..

  • примерной ООПДО;
  • примерной ООПДО для детей с ОВЗ
  •  на основе ФГТ осуществляется экспертиза ООПДО при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации ОУ

 

1.З.

1.4.

  • разработки и реализации Программы;
  • разработки примерных образовательных программ дошкольного образования;
  •  разработки нормативов
  • финансового обеспечения реализации Программы;
  • формирования учредителем государственного ( муниципального) задания в отношении Организаций;
  • объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
  • подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно- управленческого персонала

1.6. Общие положения

Принципы

• развивающего образования;

• научной обоснованности и практической

применимости;

• интеграции образовательных областей;

• комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса;

• построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

• соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности:

• обеспечения единства

воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

• решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей с учетом режимных моментов

2.4.

• поддержки разнообразия детства;

• сохранения уникальностии самоценности дошкольного детства как  важного этапа в общем

развитии человека;

• полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

• создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его

возрастными и индивидуальными

особенностями и склонностями;

• содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

• приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

• учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей

1.3 Общие положения

Структура ООПДО

обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса

2.5.

обязательная часть и часть, формируемая участниками

образовательных отношений

2.5. Требования к структуре ООПДО

Время реализации ООПДО

от 65% до 80% времени пребывания детей

2.8.

в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации за исключением групп, ежедневная продолжительность пребывания воспитанников в которых превышает 14 часов

1.8 Общие положения

Объем ООПДО

Обязательная часть - не менее 80% времени, необходимого для реализации ООПДО

Часть, формируемая участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема, необходимого для реализации ООПДО

2.9.

Обязательная часть - не менее 60% от её общего объёма.

Часть, формируемая участниками

образовательных отношений не более 40%

2.6. Требования к структуре ООПДО

Часть,

формируемая участниками...

отражает:

1)      видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности;

2)      специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс

2.7.

Выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками

образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы

2.5. Требования к структуре ООПДО

 

может быть ориентирована на:

-   специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

-   поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

-   сложившиеся традиции Организации (группы).

Эта часть может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

2.7. Требования к структуре ООПДО

Модельобразовательного процесса

образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями, формы организации образовательного процесса

2.11.

 

 

Вариативность программ в организации

ООПДО реализуется в ОУ на основе примерных основных

общеобразовательных программ дошкольного образования

2.1.

Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ.

2.2.Требования к структуре ООПДО

Структура обязательной части содержательного раздела ООПДО

Включает в себя шесть разделов:

Пояснительная записка. Организация режима пребывания детей. Содержание психолого- педагогической работы по освоению десяти образовательных областей. Содержание коррекционной работы. Планируемые результаты освоения ООПДО. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения

3.1.-3.6.

Включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками

образовательных отношений

2.7. Требования к структуре ООПДО

Пояснительная записка

  • возрастные и индивидуальные особенности детей;
    • приоритетные направления;
    • цели и задачи деятельности ОУ;
    • особенности осуществления образовательного процесса;
    • принципы и подходы к формированию ООП

3.1.

Пояснительная записка должна раскрывать:

-       цели и задачи реализации основной образовательной программы;

значимые характеристики, в том числе психолого- возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.:

-   - принципы и подходы к формированию ООП

2.7.Требования к структуре ООПДО (Целевой раздел)

Организация режима

пребывания детей

ежедневная организация жизни и деятельности детей, проектирование воспитательно- образовательного процесса

3.2.

характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

2.7. Требования к структуре ООПДО (Организацио нный раздел)

Содержание

психолого-

педагогической

работы по

освоению

образовательных

областей/Содержа

ние

образовательной работы

Отражено в целях и задачах десяти образовательных областей

3.3.

Обязательная часть направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:

-                                        формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

-               формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

-        овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

-        овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

-          развитие эмоционально- ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

 

2.7. Требования к структуре ООПДО (Содержатель ный раздел)

Содержательный раздел должен включать:

-   цели и задачи образовательной работы с учётом психолого- возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;

—               содержаниеобразовательной работы по видам деятельности детей с учётом используемых примерных ООПДО и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; - описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приёмов, средств образования)

 

2.7. Требования кструюуре ООПДО (Содержатель ный раздел)

Содержание должно обеспечивать развитие первичных представлений:

-       о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);

-   о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

-   о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира

2.7. Требования

к разделам (содержательный разделл)

Направления развития детей

Четыре направления развития:

  • социально-личностное развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно- эстетическое развитие;
  • физическое развитие

2.3.

 

 

Образовательные области

  • физическая культура.
  • здоровье,
  • безопасность.
  • социализация,
  • труд,
  • познание,
  • коммуникация.
  • чтение художественной литературы,
  • музыка,
  • художественное творчество

3.3.

  • коммуникативно- личностное развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно- эстетическое развитие;
  • физическое развитие

2.3. Требования ксгруюуре ООПДО

Виды детской деятельности

игровая.

коммуникативная,

трудовая,

познавательно-

исследовательская,

продуктивная,

 музыкально-

художественная.

чтение

2.11.

двигательная; игровая;

коммуникативная; познавательно- исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; элементарная трудовая деятельность; конструирование из различных материалов; изобразительная; музыкальная

2.7. Требования к структуре ООПДО (Содержатель ный раздел)

Содержание

коррекционной

работы

разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста совз.

Включает в себя

перечень, содержание иплан реализациииндивидуальноориентированныхкоррекционныхмероприятий

3.4.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ОВЗ, включая детей-инвалидов. Вид - одна или несколько адаптированных образовательных программ (должно быть предусмотрено описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей- ■ инвалидов). В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья воспитанников, выделение данного раздела не является обязательным

2.7. Требования кструюуре ООПДО (Содержатель ный раздел)

Социальная ситуация развития ребенка

 

 

  • предметно- пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому

2.4. Требования к структуре ООПДО

Взаимодействие с семьей

Обязательная часть включает время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2.11.

Отражаются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

2.7. Требования к структуре ООПДО (Организацио нный раздел)

Дополнительный раздел ООП

Музыкально - художественная.

чтение литературы и фольклора; элементарная трудовая деятельность; конструирование из различных материалов; изобразительная; музыкальная

 

Краткая презентация ООП, где должны быть указаны:

  • возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной Организации, в том числе категории детей с ОВЗ, если возможность их образования предусматривается;

реализуемые Примерныепрограммы в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть;

  • характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
  • иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов

 

2.9. Требования к структуре ООПДО (Дополнитель ный раздел)

Организационный раздел

 

 

Включает:

-  характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

-   особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках;

-   особенности организации предметно- пространственной развивающей среды;

-   характеристику основных принципов, методов и/или технологий реализации Программы, в том числе связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе);

-   способы и направления поддержки детской инициативы;

-   особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

2.7. Требования кструмуре

ооццо

(Организацио нный раздел)

Планируемые

результаты

освоения

ООПДО/Требован ия к результатам

Итоговые и промежуточные результаты освоения ООПДО в виде интегративных качеств ребенка (9)

3.5.

Требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования

4.1.

4.6. Требования крезультатам освоения ООПДО

Система

мониторинга

достижения

детьми

планируемых

результатов

освоения

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений, бесед, экспертных оценок, критериально- ориентированных методик нетестового типа, критериально- ориентированного тестирования, скрининг- тестов и др.

3.6.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей\

4.3. Требования к результатам освоения ООПДО

Освоение Программы не сопровождается проведением

промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников

43., 4.9. Требования к результатам освоения ООПДО

Целевые ориентиры не могут служить ... для оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей)

4.5. Требования к результатам освоения ООПДО

В организации может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов совместно с педагогом-психологом и с согласия его родителей

3.4. Требования к условиям реализации ООПДО

 

Таблица 2

Сравнительная таблица ФГТ к условиям реализации ООПДО и проекта ФГОС дошкольного образования

Элементы сравнения

ФГТ к условиям реализации ООПДО

Раздел и пункты ФГТ

Проект ФГОС дошкольного образования

Раздел и пункты проекта ФГОС

Результат реализации требований к условиям

Создание развивающей образовательной среды

 

Создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды

3.

Требования к условиям реализации ООПДО

Требования к

кадровому

обеспечению/

Требования к

кадровым

условиям

Укомплектованность

квалифицированными

кадрами.

Уровень квалификации должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующейдолжности. Освоение программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов), не реже чем каждые пять лет.

Непрерывность профессионального развития обеспечивается деятельностью методических служб разных уровней

1.1.-1.3.

У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанниковдолжны быть созданы условия для повышения квалификации педагогических и руководящих работников

3.6.

Требования к психолого- педагогическ им условиям

3.7.

Требования к психолого- педагогическ им условиям

Организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами

3.14.

Требования к

кадровым

условиям

Требования к

материально-

техническому

обеспечению/

Требования к

материально-

техническим

условиям

к зданию (помещению) и участку;

к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции; к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию; к искусственному и естественному освещению; к санитарному состоянию и содержанию помещений; требованиям пожарной безопасности; охраны жизни и здоровья воспитанников и работников; беспрепятственного доступа детей с ОВЗ

2.1.-2.8.

к зданиям (помещениям) и участкам; к водоснабжению, канализации, отоплению и вентиляции; к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию; к искусственному и естественному освещению; к санитарному состоянию и содержанию помещений; к оснащению помещений для качественного питания; требования пожарной безопасности; оснащённость помещений для работы медицинского персонала

3.18.

Требования к материально- техническим условиям

Требования к

учебно-

материальному

обеспечению/

Требования к

развивающей

предметно-

пространственн

ой среде

к предметно-развивающей среде;

к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции; к оснащению и оборудованию кабинетов; к ТСО

3.1.-3.4.

Требования к развивающей предметно-

пространственной среде

3.10-3.13. Требования к развивающей предметно- пространстве нной среде

Требования к медико- социальному обеспечению

к медицинскому обслуживанию; к формированию и наполняемости дошкольных групп; к прохождению профилактических осмотров персонала; к организации питания; к организации оздоровления

4.1.-4.5.

Организация создаёт условия для медицинского сопровождения детей

3.8.

Требования к психолого- педагогическим условиям

Требования к информационно- методическому обеспечению

информационное обеспечение;

методическое обеспечение

5.1.-5.2.

должны быть созданы условия для консультативной поддержки, организационно- методическогосопровождения

3.7.

Требования к психолого- педагогическим условиям

Требования к

психолого-

педагогическому

обеспечению/

Требования к

психолого-

педагогическим

условиям

Профессиональное

взаимодействие педагогов с

детьми;

мониторинг детскогоразвития,

организацию развивающих

занятий с детьми;

обеспечение единствавоспитательных,обучающих и развивающихцелей и задач;

учет тендерной специфики

развития детей;

обеспечениепреемственности сначальной школой;

построение взаимодействия

с семьями.

Создание системыорганизационно-методического

сопровождения

6.1.-6.8.

уважение педагогов к

человеческому достоинствувоспитанников;

использование форм и

методов работы с детьми.

соответствующих

психолого-возрастным и

индивидуальнымособенностям детей;

построениеобразовательного процессана основе взаимодействиявзрослых с детьми;

поддержка педагогами

положительного,доброжелательного

отношения детей друг кдругу;

поддержка инициативы и

самостоятельности;

возможность выбор детьмиматериалов, видовактивности, участниковсовместной деятельности иобщения;защита детей от всех формфизического и психическогонасилия;построение взаимодействияс семьями;

создаются необходимые

условия для диагностики икоррекции нарушенийразвития и социальной

адаптации

 

3.1.

Требования к

психолого-

педагогическ

им условиям

может проводиться оценка

развития детей, его

динамики, в том числе

измерение их личностных

образовательных

результатов совместно с

педагогом-психологом и с

согласия его родителей

3.4.

Требования к

психолого-

педагогическ

им условиям

Требования к

финансовому

обеспечению/

Требования к

финансовым

условиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовые условия

должны обеспечивать

реализацию обязательной

части Программы и части,

формируемой участниками

образовательного процесса.

учитывая вариативность

индивидуальных траекторий

развития воспитанников

3.19.

Требования к

финансовым

условиям

 

 

 

 

 

 

 

Государственное

(муниципальное) задание

должно обеспечивать

соответствие показателей

объемов и качества

предоставляемых образовательными учреждениями данных услуг размерам направляемых на эти цели средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

7.

Объём финансового

обеспечения определяется с

учётом направленности

Программы, категории

воспитанников, вида

Организации, форм обучения и иных особенностей

образовательного процесса и должен быть достаточным и необходимым

3.20.

Требования к

финансовым

условиям

Требования обеспечивают государственные гарантии прав граждан, возможность выполнения ФГТ в соответствии с гос./мун. заданием/сметой на основе нормативов финансирования образовательных услуг

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

Финансовое обеспечение осуществляется на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом

 

3.21.

Требования к

финансовым

условиям

 

 

 

Гос. (мун.) задание ...должно обеспечивать соответствие показателей объемов и качества ... данных услуг размерам направляемых на эти цели средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ

7

Финансовое обеспечение осуществляется с учётом распределения полномочий между региональными и местными уровнями власти. Местным бюджетам предоставляются субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях

3.22.

Требования к финансовым условиям 3.24.

Требования к

финансовым

условиям

 

Родителям о ФГОС ДО

Родителям о ФГОС ДО


Не воспитывайте детей, они всё равно будут похожи на вас.
Воспитывайте себя…

 Английская пословица

Уважаемые родители!

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. С 1 января 2014 года мы с вами будем взаимодействовать, руководствуясь федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт)!

В данном буклете мы постараемся кратко познакомить вас с этим важным документом.

Зачем нам понадобился Стандарт?

Наша жизнь стремительно меняется, и, вполне возможно, вашим детям придется работать по специальностям, которых пока просто нет. Существующая система дошкольного образования не сможет подготовить вашего ребенка к тому, о чем еще сама не догадывается, потому что привыкла ориентироваться на выработку у детей определенных знаний, умений и навыков. А будущее требует от наших детей «инициативности и самостоятельности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим, развитого воображения, способности к волевым усилиям и любознательности». Развитием этих качеств и призван заниматься Стандарт.

Что же такое Стандарт?

Стандарт – это сумма требований:

— к содержанию образовательной программы детского сада,

—  к условиям реализации образовательной программы,

— к результатам освоения образовательной программы, которые определяют, какие личностные характеристики могут быть развиты у ребенка к моменту завершения дошкольного образования.

По Стандарту — не ребенок подгоняется под одну и ту же программу, а программа подстраивается под него. Он выбирает. Иными словами, Стандарт — не список навязанных знаний, умений и навыков, а договор между обществом, государством и семьей об условиях развития разных возможностей ребенка.

Что изменится?

На основе требований Стандарта мы с вами будем самостоятельно разрабатывать, и утверждать свою программу (да-да, уважаемые родители, именно мы с вами, так как 40% программы формируется участниками образовательных отношений), учитывая при этом примерные программы из федерального реестра, который будет в открытом доступе. Никаких экзаменов, аттестаций, мониторингов у нас не будет, а главный упор в нашей работе будет сделан на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями, призванное сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Кроме того, Стандарт требует: окружающая ребенка среда должна быть «предметно-развивающей». То есть она должна будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно — и азы знаний. Таким образом, Государство возьмет на себя львиную долю заботы об оснащении детского сада не только мебелью и игрушками, но и оборудованием для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудованием для проведения исследовательской деятельности!!!

Также Стандарт разрешает формирование индивидуальных образовательных маршрутов для детей с участием родителей и педагогов.

Готовы ли педагоги работать по Стандарту?

Профессия «Воспитатель» предполагает непрерывное совершенствование во владении педагогическими технологиями. По закону об Образовании РФ и в соответствии с нормами трудового законодательства каждые три года проходит повышение квалификации. Кроме того, уже 5 педагогов из нашего детского сада прошли курсы повышения квалификации по теме «Концептуальные основы ФГОС дошкольного образования», организованные Краснодарским Краевым Институтом Дополнительного Профессионального Педагогического Образования.

Где вы можете получить дополнительную информацию о Стандарте?

Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования: http://www.standart.edu.ru/

ФГОС – нестандартный стандарт!

ФГОС – это возможность полноценного проживания ребенком его детства!

ФГОС – это возможность для ребенка заниматься тем, чем он хочет!

ФГОС не будет учить ребенка читать и писать, он научит его учиться!

Интернет - источники:

http://mon.gov.ru/

http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ 

http://www.uimcvolsk.net/fgos.html

 

 

Комментарии к ФГОС дошкольного образования

Органы государственной власти

субъектов Российской Федерации,

осуществляющие государственное

управление в сфере образования

 

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

Департамент общего образования

28 февраля 2014 год № 08-249

Комментарии к ФГОС дошкольного образования

Во исполнение пункта 1.3. раздела I Плана действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации (утвержденного Первым заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк 31 декабря 2013 г.) Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет комментарии по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г №1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г. №30384).

Настоящие комментарии были разработаны ФГАУ «Федеральный институт развития образования» на основе вопросов, возникающих у руководителей и специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования и практических работников дошкольного образования.

Приложение: на л. в 1 экз.

Заместитель директора Департамента Ю.В. Смирнова

Приложение

Комментарии к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

Комментарии к разделу I пункта 1.3. подпункта 2

В данном пункте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО, Стандарт) содержится указание на разные возрастные возможности детей при разработке и реализации образовательной программы (далее - Программа) в организации, осуществляющую образовательную деятельность (далее - Организация) На практике чаще всего (в условиях организации одновозрастных групп) Программа формируется для детей разного возраста, с разбивкой на этапы освоения: начальный - для детей раннего (младенческого) возраста, завершающий - старшего дошкольного возраста. Разнообразие возрастных возможностей детей требует создания разных условий, что учитывается требованиями Стандарта, же время, данная норма фиксирует приоритет индивидуальных возможностей и интересов ребенка перед содержанием Программы на том или ином этапе ее освоения в группе детей, например, при появлении ребенка в группе детского сада в середине/конце освоения Программы группой. В этом случае педагоги должны ориентироваться на интересы, возможности и склонности ребенка, а не на содержание текущего этапа Программы.

Комментарии к разделу II пункта 2.2.

В соответствии с данным пунктом Стандарта, а также с пунктом 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1014), группы различной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной), являющиеся структурными подразделениями дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) и ведущие образовательную деятельность, могут реализовывать разные образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования. При реализации нескольких образовательных программ дошкольного образования каждая из них должна быть утверждена Организацией и соответствовать требованиям пункта 9 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее - Закон), при этом, если образовательная программа для отдельной группы ДОО разрабатывается с использованием примерной основной образовательной программы, обязательная часть образовательной программы группа в соответствии с пунктом 2.12. ФГОС ДО может быть оформлена в виде ссылки на соответствующую примерную основную образовательную программу. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, в соответствии с пунктом 2.12. ФГОС ДО также может быть оформлена в виде ссылки на соответствующую методическую литературу, представляющую парциальные программы и/или методические разработки, используемые группой при реализации этой части программы.

Если образовательная программа группы разрабатывается исключительно на основании требований ФГОС ДО без учета примерной (примерных) программ, то обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса, разрабатываются в соответствии с требованиями пункта 2.11.ФГОС ДО.

Комментарии к разделу II пункта 2.5.

Данная норма предполагает, что при разработке образовательной программы (программ) конкретной Организации могут использоваться примерные основные образовательные программы дошкольного образования входящие в реестр примерных основных образовательных программ (статья 12 Закона). Организация (группа) может разрабатывать программы самостоятельно, не опираясь на какую (какие) - либо примерные программы. Употребленный в данном пункте, а также в Законе термин «с учетом» означает право и предоставленную Организации возможность ознакомиться с существующими примерными программами, оценить их пригодность для своей образовательной деятельности и принять решение об использовании или неиспользовании данных примерных программ при разработке программы (программ) ДОО.

Выбор режима работы дошкольной группы осуществляется Организацией самостоятельно (с учетом объема решаемых задач, мнений участников образовательных отношений). Таким образом, обеспечивается соответствие организационных особенностей реализации Программы ее содержанию. Для обеспечения бюджетного финансирования всего времени работы педагогического и учебно-вспомогательного персонала в группе продолжительность реализации Программы в сутки должна соответствовать выбранному режиму работы группы, что должно быть отражено в Программе. При функционировании в Организации групп с несколькими различными режимами пребывания детей Программа должна учитывать возможность ее реализации в соответствующих группах, либо для каждого режима должны быть разработаны соответствующие программы (при этом, различия этих программ могут быть незначительны). Право реализации нескольких основных общеобразовательных программ закреплено статьей 12 Закона. Программа может соответствовать любому режиму работы группы, не превышающему 14 часов в сутки. В случае, если режим работы группы превышает 14 часов в сутки, Программа реализуется не более 14 часов от всего времени пребывания детей.

Реализация программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам. Получение воспитанниками таких услуг должно регламентироваться договорами (в соответствии с утвержденной примерной формой договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, приказ Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 8 (направлен в Минюст России на государственную регистрацию). В случае если Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в Организации (продолжительность работы группы соответствует продолжительности реализации Программы) получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе. Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители (законные представители) воспитанника используют свое право на выбор формы получения ребенком образования и Организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, в случае если хотя бы один ребенок фактически остается в группе, реализация Программы в ней не прекращается, прерывается лишь получение образования воспитанником, получающим дополнительную услугу. Поскольку дополнительное образование детей также является важным элементом развития детей, и ограничение их в его получении неконституционно, Организация не может повлиять на решение родителей о порядке посещения ребенком дошкольной группы. Независимо от количества детей в группе для обеспечения реализации Программы требуется создать, в том числе необходимые кадровые условия. При этом финансовое обеспечение кадровых условий определяется в зависимости от нормативного количества детей в группе. Следовательно, временное отсутствие ребенка в группе по причине получения дополнительной образовательной услуги не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра нормативов финансирования. Также, фактическое финансирование реализации Программы через обеспечение создания требуемых условий, означает, что временное отсутствие ребенка в группе, не влияющее на изменение условий реализации Программы, не должно рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств. В то же время, вопрос параллельного освоения Программы и дополнительных общеобразовательных программ в одной Организации должен регулироваться локальными нормативными правовыми актами такой Организации.

Комментарии к разделу II пункта 2.7. (первый абзац)

Указанная норма означает, что содержание образовательной программы (программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей. Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее. Кроме того, на практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях - например, в области социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития, или социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития и т.д. Таким образом, определенная образовательная технология или содержательное наполнение образовательной деятельности часто связано с работой педагога одновременно в разных образовательных областях.

В то же время, существуют примерные программы, которые подробно расписывают определенное образовательное содержание. Если Организация принимают за основу своей Программы такую примерную программу, следует сделать ссылку именно на эту Программу.

Комментарии к разделу II пункта 2.9. (второй абзац)

Данная статья ФГОС ДО подчеркивает взаимодополняющий характер детского развития в пяти образовательных областях.

Комментарии к разделу II пункта 2.10.

Соотношение частей образовательной программы носит рекомендательный характер и призвано примерно оценить пропорцию между обязательной частью программы и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Надо иметь в виду, что необязательный характер уровня дошкольного образования не позволяет устанавливать жесткое соотношение частей программы ДОО. Стандарт ориентирован на поддержку образовательной деятельности ДОО, как программы позитивной социализации, и индивидуализации детей дошкольного возраста, предполагающей организацию образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка, что затрудняет строгое определение объема обязательной части программы в ДОО.

Комментарии к разделу III пункта 3.1.

В данном пункте употребляются два сходных термина, которые, тем не менее, относятся к разному содержанию и которые следует различать: «развивающая предметно-пространственная среда» и «образовательная среда».

Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель, и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).

Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в Стандарте.

Комментарии к разделу III пункта 3.2.2. и к 3.4.4.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Закона под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития наших обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания Организаций и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФЗ) специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации инвалида (далее - ИПР). ИПР является обязательной для исполнения всеми без исключения органами и организациями. Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. №379н.

Объем и содержание услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, определяются Индивидуальной программой реабилитации инвалида (перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов и уровнем притязаний (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. №14).

Комментарии к разделу III пункта 3.2.3.

Оценка индивидуального развития детей представлена в Стандарте в двух формах диагностики - педагогической и психологической. Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом согласно данной статье Стандарта такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.

В статье предусмотрены задачи, для решения которых могут использоваться результаты педагогической диагностики:

1. индивидуализация образования, которая может предполагать поддержку ребенка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога;

2. оптимизация работы с группой детей.

Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению такой оценки в рамках педагогической диагностики в группе Организации, или проводить ее самостоятельно. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой. При этом проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения. Контроль за эффективностью деятельности педагога, которая, в том числе, может включать педагогическую оценку, может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в Организации (подпункт 4 пункта 1.7. ФГОС ДО; статья 95 Закона).

Психологическую диагностику индивидуального развития ребенка, проводят по мере необходимости квалифицированные специалисты - психологи и/или педагоги-психологи. Ее результаты используются для квалифицированной коррекции развития детей или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей).

Для участия ребенка в психологической диагностике в обязательном порядке требуется согласие его родителей (законных представителей). Если Организация является экспериментальной площадкой (участником) относительно длительной исследовательской программы, этот факт должен быть отражен в Договоре между Организацией и родителями (законными представителями) ребенка с целью получения их информированного согласия на постоянное исследование развития ребенка.

В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082, ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо пройти обследование на заседании психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и получить рекомендации.

В соответствии с пунктом 10 вышеуказанного Положения основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

В соответствии с пунктом 23 Положения заключение комиссии действительно для представления в указанные органы и организации в течение календарного года с даты его подписания.

Педагогическая оценка индивидуального развития ребёнка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. В отличие от заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), она не призвана выявлять особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Комментарии к разделу III пункта 3.2.4.

Предельная наполняемость Группы (включающей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»:

1.11. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;

- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет -12 детей;

- для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

- для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;

- для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

- для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и детей;

- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей:

- для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;

- для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;

- для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей;

- для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;

- для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;

- для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей. Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

1.12. В дошкольных образовательных организациях организация групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:

а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей ограниченными возможностями здоровья;

б) старше 3 лет:

- не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детёй, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

Комментарии к разделу III пункта 3.2.6. подпункта 1

Полномочия по финансовому обеспечению создания в организации условий для дополнительного профессионального образования педагогических работников (часть 2 статьи 99 Закона) относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации. Необходимые средства должны быть доведены до Организации (государственной, муниципальной или частной) в составе норматива затрат, либо заложены в смету казенного учреждения. При этом, объем финансового обеспечения образования педагогических работников должен обеспечивать возможности для организации как по созданию необходимых условий в самой организации (в том числе, оплата замещения временно отсутствующего работника), так и для направления работников на обучение (оплата обучения, командировочные расходы).

Комментарии к разделу III пункта 3.2.7.

В соответствии с частью 1 статьи 79 Закона: «... содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в Организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Индивидуальную программу реабилитации разрабатывает Бюро медико-социальной экспертизы (в соответствии со статьей 7 Федерального закона №181-ФЗ). Условия должны быть созданы в соответствии с Рекомендациями ПМПК (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Комментарии к разделу III пункта 3.3.5.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Закона к компетенции образовательной организации отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии со Стандартом. Таким образом, Организация самостоятельно утверждает перечень необходимых средств обучения, которые будут использоваться при реализации Программы. При этом средства обучения должны полностью соответствовать требованиям пункта 3.3.4. Стандарта. Для обеспечения возможности Организации осуществлять самостоятельную до закупку необходимых средств обучения норматив затрат, в соответствии которым определяется бюджетное финансирование организации, должны учитываться расходы на приобретение необходимых средств обучения (в соответствии с методическими рекомендациями, направленных письмом Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. №08-1408).

Комментарии к разделу III пункта 3.4.1.

В соответствии с требованиями к кадровому обеспечению Стандарта деятельность руководящих работников, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, работников, осуществляющих финансовою деятельность, охрану жизни и здоровья детей необходимо рассматривать в полной мере как деятельность по обеспечению и реализации Программы Номенклатура должностей руководящих, педагогических и учебно-вспомогательных работников утверждена постановлением Правительства от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательною деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», а также приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н «Эб утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Таким образом, финансовая ответственность за сопровождение реализации Программы указанными категориями персонала возлагается на органы власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, и не может быть переложена на уровень муниципалитетов или родителей. То есть средства на оплату труда указанных категорий персонала должны быть заложены в региональные нормативы затрат. Финансовое обеспечение привлечения к реализации Программы научных работников остается на усмотрение субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 2 и частью 3 статьи 28 Закона установление штатного расписания является компетенцией Организации. В то же время Организация должна исходить в первую очередь из задачи обеспечения требований Стандарта.

Для сопровождения реализации Программы на протяжении всего времени реализации (в большинстве случаев соответствующего продолжительности работы группы) в каждой группе должны находиться не менее двух работников, в том числе одного воспитателя (или другого педагогического работника) и помощника воспитателя (младшего воспитателя). Таким образом, дети в любой момент должны находиться с одним или несколькими работниками Организации, принимающими участие в реализации Программы (с педагогическим и/или учебно-вспомогательным работником). При расчете региональных нормативов финансирования необходимо учитывать особенности нагрузки на отдельные должности работников при работе различных группах, в том числе в группах с различной направленностью Программ, а также особенности работы воспитателей в течение времени их совместного пребывания в Организации:

- при оформлении результатов наблюдения (мониторинга) за здоровьем, развитием и воспитанием детей, в том числе с помощью электронных форм;

- разработке плана (программы) воспитательной работы;

- при участии в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной Программой, в организации и проведении методической консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) и иных мероприятиях, предусмотренных должностной инструкцией.

Необходимо также учитывать, что для эффективного развития детей в выделенных образовательных областях с детьми в течение дня помимо воспитателя должны работать и другие педагогические работники (например, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители специалисты по художественному и эстетическому воспитанию, педагоги-психологи), а также должна осуществляться методическая поддержка реализации Программы. Для этого Организация самостоятельно устанавливает штатное расписание в пределах выделяемого финансирования. Таким образом, региональные нормативы затрат должны учитывать необходимость покрытия расходов Организации, связанных с привлечением всех категорий работников, предусмотренных пунктом 3.4.1 Стандарта.

Комментарии к разделу III пунктов 3.4.3. и 3.4.4.

Педагогическими работниками, дополнительно привлекаемыми для обеспечения реализации Программы в группах для детей с ОВЗ (пункт 3.4.3. Стандарта) и в общеразвивающих группах, в которых обучаются дети с ОВЗ (пункт 3.4.3. Стандарта), являются учителя-дефектологи, учителя-логопеды, а также, в случае необходимости, социальные педагоги. Рекомендованное количество соответствующих педагогов в расчете на одну группу (для обоих случаев) составляет 1 ставку на группу.

Комментарии к разделу III пункта З.6.

Требования к финансовым условиям определяют закрепление на уровне Стандарта обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению выполнения кадровых требований и требований к предметно-развивающей среде, и обязательства муниципалитета по финансовому обеспечению организации реализации Программы в учреждениях. При этом подробное распределение региональных и местных обязательств разъясняется письмом Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. №08-1408.

Комментарии к разделу IV пункта 4.3.

Данная статья Стандарта в соответствии с положениями Закона не допускает использование целевых ориентиров дошкольного образования для непосредственной оценки реальных достижений детей. Целевые ориентиры, представленные в статье 4.6. Стандарта, отражают согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства и представляют собой возрастной портрет ребенка, который не может быть непосредственно применен к отдельному ребенку.

Комментарии к разделу IV пункта 4.5.

В пункте содержится запрет на использование целевых ориентиров для решения ряда управленческих задач. Основанием для такого запрета является характер целевых ориентиров, которые не предполагают контроля за достижением конкретных образовательных результатов детей. Контроль, за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в Организации осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов.

Оценка выполнения муниципального (государственного) задания должна строиться на основании критериев, характеризующих создаваемые учреждением условия при реализации Программы. При расчете критериев, используемых для оценки выполнения бюджетных заданий, запрещается использовать показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников организации.

Используемые в Организациях критерии для оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на показатели, характеризующих создаваемые ими условия при реализации образовательной программы. Запрещается использовать показатели, соотносимые характеристиками воспитанников Организации.

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Ревакцинация

Ревакцинация

Лесовичок ВКонтакте

Лесовичок

Развивайка

Академия ранних наук

    малыш

Методический салон

Стажировочная площадка

Поделись позитивом с Тольятти!

позитивный Тольятти

Предшкольная пора

Федеральная инновационная площадка

Управленческий проект

Городской сквозной проект

Госуслуги

Cемья. Там где живет счастье

Урок на всю жизнь

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти (ИНН 6320000427), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок".
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности», «Политика конфидециальности»
Положение об обработке персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей) в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок"
Положение об обработке и защите персональных данных работников МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок"

Согласие на размещение информации о ребенке на образовательном портале департамента образования администрации городского округа Тольятти и на официальном сайте Учреждения
Согласие на обработку персональных данных пользователей официального сайта Учреждения
Согласие на обработку персональных данных воспитанников и законных представителей