Добро пожаловать
Безопасность
Педагогический вестник
Коррекционно-развивающая деятельность. Инклюзия
Консультационная помощь родителям
Специальная оценка условий труда
Интерактивные опросы
Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?
Проголосовали: 20
Родительский вестник
Нам важно Ваше мнение
Противодействие коррупции
Развитие речи у детей 3-4 лет
- Категория: Консультации
- Обновлено 12.09.2019 14:31
- Создано 12.09.2019 14:31
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 27
- Просмотров: 19235
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Составила: воспитатель Долбнева Марина Борисовна
Не стоит сердиться на малыша, если он случайно разобьет любимую мамину вазу. Чтобы такое происходило как можно реже, придется потрудиться и родителям, и малышу для развития мелкой моторики. И вскоре любимое чадо избавится от неловкости и научится быстро и слаженно работать всеми десятью пальчиками.
Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок до 3 лет почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3 до 4 лет растет буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в 3 года ребенку для общения достаточно нескольких сотен слов, в 4 года эта цифра достигает 1500-2000 слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используется в среднем от 3000 до 5000 слов. Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни в 3 года часто и правильно произносят слова, другие говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов – «тамвай» вместо трамвай, неправильное ударение и т. др.).
Эти нарушения в основном временные и во время правильного речевого развития до 5 лет постепенно исчезают. Язык трехлеток однотипный. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем еще ограничено. Предложение похоже одно на одно: на первом месте подлежащее, затем
сказуемое, за ним дополнение. Малыши легко воспринимают простые именные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Ребенка привлекает звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять сверстников, которые плохо разговаривают, хотя еще не может определить, какой звук или что в слове произнесено неправильно.
Ребенок еще не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установить их последовательность, разложить слово на части (слоги, звуки). Больше всего в ребенке 4-5 лет поражают его успехи в усвоении родного языка. В 5 лет словарный запас превышает 2000 слов. В нем появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь и тому подобное. Ребенок стремится осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересуют все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и мелодичность. Ребенок будто играет словами, как раньше он тщательно и долго изучал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана со смыслом, а лишь по-особенному звучит. В речи ребенка наряду с простыми предложениями начинают появляться и сложноподчиненные. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги. В этом возрасте в какой-то момент ребенок начинает говорить только вопросительными предложениями - столько разных «зачем» и «почему»сваливается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом
почемучек. Ребенок даже способен задавать вопросы-предсказания: что
будет?
Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение
глобальных проблем. Как ребенок 2-3 лет использует свои двигательные
способности для более тщательного и быстрого исследования пространства,
так и четырех-, пятилетний ребенок, усваивая язык, использует ее для
изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребенок стремится понять: что
хорошо, что плохо и почему?
В 5 лет она уже способна понимать пассивные конструкции, легко
использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом
возрасте как никогда легко усваивает правила грамматики и запоминает
буквы. При правильной организации обучения ребенка грамоте она способна
легко и быстро научиться читать.
В этом возрасте у ребенка оказывается сильнейшее влечение к
изучению слова. Она пытается читать и писать буквы. Было бы большим
упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет. Однако не
любая методика обучения чтению является эффективной.
В возрасте 4-5 лет ребенок может пересказать услышанную сказку,
описать картину, понятно передать свои впечатления об увиденном
окружающим.
Дети в 4 года воспринимают себя отдельно от родителей, а в
пятилетнем возрасте физическая близость ослабевает и на смену ей
приходит, при условии правильного воспитания и любви взрослых,
взаимопонимание между детьми и родителями. Ребенок и взрослый
становятся партнерами, и устанавливаются дружеские взаимоотношения.
Дети легко говорят неправду, но очень сердятся, когда неправду
говорят взрослые. Они якобы проверяют ограничения и возможности языка.
При общении и социальных контактах ребенок демонстрирует свою
независимость от родителей. Она уже не может обходиться без сверстников.
Роль взрослого в игре ребенка в этом возрасте почти исчезает - малыш
налаживает отношения со сверстниками.
Галанов О. С.
Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет»
Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые
непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем
сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной
реализации желаний. Сущность игры, по Л.С. Выготскому , заключается в
том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным
содержанием которых является система отношений со взрослыми.
Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а
затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.
Игра - это особая форма освоения действительности путем ее
воспроизведения, моделирования.
Итак:
Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая
специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая
реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы
человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут
реализованы, осуществлены впоследствии.
Именно поэтому игра - это ведущая деятельность, она дает
возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами
жизни, которые в реальной жизни ребенок вступить не может.
Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые
непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем
сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной
реализации желаний.
Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а
затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.
Игра - это особая форма освоения действительности путем ее
воспроизведения, моделирования.
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это
искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
(Сухомлинский В. А.)
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,
способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления,
развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие
дошкольника в целом.
Игра возникает только на определенных этапах развития общества,
когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе
общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, когда
надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту
жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра.
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде
учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и
отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой
деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения
(Ст. Н. Кругликов, 1988)
Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная
учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом
объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на
выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по
имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Дидактическая игра является одним из важных методов активного
обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из
методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко
определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре
предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать
трудности. У него воспитывается смекалка, изобретательность, инициатива.
через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя.
«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим
играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр
воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает
познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи
простейших явлений и т. п). Он использует игру как средство развития
мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления
представлений об окружающей жизни».
Обязательным компонентом дидактической игры является ее правила.
Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия.
Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и
предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для
соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные
эмоции, проявляющиеся из-за неудачных результатов, учиться прилагать
усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть,
не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий.
Ребенок должен получать радость от выполнения задания.
Остановимся более подробно на структурные компоненты
дидактической игры.
Игровой замысел - первый структурный компонент игры - выражен,
как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче,
которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает
в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В
любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к
участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют
порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют
созданию на уроке рабочей атмосферы. Кроме того, правила игры
воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям
коллектива.
Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в
игре, делать игру занимательной, напряженной.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий
воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные
эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя
правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы
радость от выполнения задания.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые
действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют
познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои
способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для
достижения целей игры.
Воспитатель, как руководитель игры, направляет ее в нужное
дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход
разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает
отстающих ребятишек.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры,
применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным,
эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают
предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия,
тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия
различны по их направленности и по отношению к игрокам. Это, например,
могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные
преобразования и т. д.
Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов,
сосредоточивает внимание детей на содержании и правилах игры на более
длительное время и создает благоприятные условия для выполнения
дидактической задачи.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном
процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность,
доброжелательность, выдержку.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее
структурные элементы, является познавательное содержание или
дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении
тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы,
поставленной игрой.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень
подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать
уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя
дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания,
представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие
умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества
личности детей можно формировать средствами данной игры.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в
дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет
игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное:
дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед
детьми в виде игрового замысла (задачи).
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в
себя оборудование. Это наличие технических средств обучения. Сюда также
относятся различные средства наглядности, а также дидактические
раздаточные материалы
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является
финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в
форме решения поставленной учебной задачи и дает детям моральное и
умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является
показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.
Подведение результатов имеет большое значение, так как дает
участникам моральное удовлетворение.
В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры .
Дидактический эффект усиливается, если дети участвуют в подготовке
атрибутов и призов, а также в разработке правил игры.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между
собой, и отсутствие основных из них разрушает игру . Без игрового замысла
и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или
невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в
выполнение указаний, упражнений.
Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают
организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому
результату.
Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры.
Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли
игровое задание; определение команды - победительницы, необходимо при
этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих
детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы.
Дидактическая игра дает возможность решать различные
педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и
привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у
дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения
определенных учебных воспитательных задач. Задача, стоящая перед
воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она
состоит в приобщении детей к материалу, что дает пищу воображению,
затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную
сферу.
Методика организации дидактических игр
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех
основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее
проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
:углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей
,активизация психических процессов;
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим
материалом ,который будет использован;
- объяснения хода правил игры. При этом воспитатель обращает
внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое
выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей
правильно выполнять действия, показывая ,что в противном случае игра не
приведет к нужному результату;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве
играющего ,болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры-это ответственный момент, когда дети
добиваются в игре, можно судить об его эффективности , о том, будет ли она
с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности
ребенка. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра,
и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также
интересной .Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее
подготовки и проведения :какие приемы оказались эффективными в
достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет
совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры,
избежать в дальнейшем ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить
индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит,
правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный
анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает
варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
Игра становится методом обучения ,принимает форму дидактической ,если в
ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В
такой игре воспитатель знакомит детей с правилами , игровыми действиями,
учит, как их нужно выполнить. Дети оперируют имеющимися знаниями,
которые в ходе игры усваиваются, систематизируются ,обобщаются.
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать новые
знания общаясь с воспитателем, со своими сверстниками в процессе
наблюдения за играющими, их высказываниями ,действиями в роли
болельщика, а ребенок получает много новой для себя информации .И это
очень важно для его развития.
Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные ,как
правило, в начале берут на себя роль болельщиков ,при этом они учатся у
своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать
победителем.