Добро пожаловать
Безопасность
Педагогический вестник
Коррекционно-развивающая деятельность. Инклюзия
Консультационная помощь родителям
Специальная оценка условий труда
Интерактивные опросы
Родительский вестник
Нам важно Ваше мнение
Противодействие коррупции
Игры на развитие словарного запаса
- Категория: Консультации
- Обновлено 29.01.2013 16:45
- Создано 29.01.2013 16:45
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 27
- Просмотров: 22762
Кладовая полезных советов для педагогов и родителей
КАРТОТЕКА
"Игры на развитие словарного запаса"
Составитель: воспитатель Бирюк И.А.
1. "ИГРА В СЛОВА"
- "Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
- "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".
Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.
Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"
2. "ПРИЗНАК"
- "Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"
железо - …, бумага - …, дерево - …, снег - …, пух - …, стекло - … - "Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня). - "Сравни: по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".
3. "УГАДАЙ - КА"
- Отгадай загадку:
Летит, пищит, ножки длинные тащит,
Случай не упустит - сядет и укусит. (комар)
Круглый, полосатый, с огорода взятый.
Сахарный и алый стал - кушайте, пожалуйста (арбуз)
Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".
4. "СЛОВА - ПРИЯТЕЛИ" (упражнение на подбор слов - синонимов)
- "Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?". - "Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?".
- "Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.
5. "СЛОВА - НЕПРИЯТЕЛИ" (упражнение на подбор слов - антонимов)
"Скажи наоборот:
- горячий - холодный, … - твердый, толстый, тупой, мокрый, старший, светлый; просторный
- враг, верх, день, утро, весна, зима,
- проиграть, поднять, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил.
- завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно.
6. "ОДИН - МНОГО" (изменение слов по числам)
- "Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".
- "А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".
7. "УМЕНЬШЕНИЕ"
- "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а стол - ...".
8. "ЗАКОНЧИ СЛОВО"
- "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (подушка)
слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, ги, и т.п.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Карпова С.И., Мамаева В.В. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников», Санкт - Петербург, 2008.
2. Шашкина Г.Р. «Логопедическая работа с дошкольниками», Москва, 2003.
3. Арефьева Л.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4 - 8 лет», Москва, 2008.