Словарь терминов, используемых в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов
1. Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и немощи.
2. ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.
3. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и/или психическом развитии.
4. Дети с ОВЗ – это дети, которые имеют различного рода психические и физические отклонения, обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем, они не всегда могут вести полноценный образ жизни.
5. Дети с ОВЗ (более узкое определение в рамках образовательного аспекта) – это дети, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), и им чаще всего требуется специальное коррекционно-направленное обучение и воспитание.
Кого закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?
Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий, это дети:
- с нарушением слуха (неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие);
- с нарушением зрения (незрячие, слабовидящие и поздноослепшие);
- с тяжелыми нарушениями речи (ОНР I, II, III уровень, ЗРР, дизартрия, ФФНР);
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом;
- с задержкой психического развития;
- с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, в том числе с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
6. Инвалидность – этот термин одновременно является медицинским и юридическим. Это такое состояние человека, при котором его способность к различным видам деятельности ограничена ввиду физических, психических или умственных отклонений, это не просто наличие хронического заболевания или патологического состояния, которое ограничивает способности человека, а еще и особые взаимоотношения человека с обществом. Юридически инвалиды имеют право на пенсионные выплаты и определенные льготы. Они нуждаются в социальной реабилитации, для того чтобы могли чувствовать себя полноценными членами общества.
7. Когда речь заходит об инвалидности у детей, нужно различить два понятия:
- ребенок-инвалид – это ребенок в возрасте до восемнадцати лет, которому присвоена группа инвалидности;
- инвалид с детства – взрослый человек, которому группа инвалидности была присвоена в детстве, пока еще ему не исполнилось восемнадцати лет.
В медико-социальном заключении указываются рекомендации по поводу того, нуждается ли ребенок в обучении в специализированном учебном учреждении, на дому, санаторном лечении, вспомогательном оборудовании, расписывается комплекс необходимых реабилитационных мероприятий.
8. Абилитация - термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии.
Это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки (в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания), означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, но также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций, многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной (нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений).
Этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Абилитировать означает «делать состоятельным».
Это процесс приспособления инвалидов к жизни в условиях инвалидности в неприспособленной или мало приспособленной для этого окружающей среде. Абилитационные мероприятия могут начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.
9. Реабилитация - предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания, то есть процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.
Схема процесса реабилитации включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):
- социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
- педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
- психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
- медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.
Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.
10. Индивидуальная коррекционно-развивающая образовательная программа (с учетом ИПРА) - это программа, разработанная для одного конкретного воспитанника, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура данной программы определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребенка.
11. Индивидуальная программа реабилитации - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
12. Сходства и различия процедуры абилитации и реабилитации
Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.
Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача абилитации и реабилитации – помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.
Абилитация и реабилитация имеют большую разницу – в первом случае для ребенка-инвалида способности формируются, а во втором - создаются условия максимального восстановления утраченных функций.
13. Интеграция детей-инвалидов в ДОО - это процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в рамках общеобразовательной организации. Интегрированный образовательный процесс подразумевает тот факт, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды в ДОО должны овладеть теми же навыками, умениями и знаниями и в тот же срок, что и нормативно развивающиеся сверстники. Именно дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для интеграции детей-инвалидов в коллектив их сверстников с нормативным развитием.