• лого

Просвещение родителей

Добро пожаловать

Азбука права

Азбука права

Безопасное детство

Специальная оценка условий труда

Независимая оценка качества

Опросы граждан Тольятти

Вопросы

Интерактивные опросы

Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?

Противодействие коррупции

Применение символов и схем в развитии речи детей

Консультация для родителей:

«Применение символов и схем  в развитии речи дошкольников»

Составила: воспитатель Романова Светлана Витальевна

«Учите  ребенка, каким – нибудь неизвестным

ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Овладение родным языком как средством и способом общения познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине, пересказ литературных произведений.

При проведении образовательной деятельности по формированию связной речи рекомендуется учитывать следующие методические принципы:

1. Постепенное усложнение речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3словных к  4-х словным, от фраз к рассказу).

2. Постоянная активизация детей (особенно из слабой подгруппы, но только на уровне фразовых ответов).

3. Исключение, особенно в младших группах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.

4. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании.

I. Проблемой развития речи, исследованием психологических особенностей развития речи детей, занимались в разное время ученые Выготский Л. С., Лурия А. Р., Гальперин П. Я., Запорожец А. В. и другие.

Они отмечают, что одним из факторов, способствующих развитию речи детей, является наглядность.

В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выготский.

Жукова О. В. отмечает, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.

Автор выделяет, что в ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

·     геометрические фигуры;

·  символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)

·     планы и условные обозначения, используемые в них;

·     контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает эту задачу для детей. Кроме того, наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными, полными, последовательными.

Схемы можно использовать и при составлении сравнительных рассказов, придумывании загадок о предметах, пересказе литературных произведений, заучивании стихов, а также в таком важном и нужном разделе работы, как обучение детей самой постановке вопросов.

Т. А. Ткаченко обеспечила системный подход к решению проблемы развития речи. Ею были проанализированы все используемые при обучении дошкольников виды самостоятельного рассказывания (разучивание стихов, заучивание текстов, восстановление деформированных текстов и т. д.). Затем были отобраны те из них, в которых в наибольшей степени присутствуют оба означенных факторов, и расположили виды рассказывания в логическом порядке.

Ткаченко Т.А. разработаны опорные схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, посуда, овощи и фрукты, одежда, времена года, профессии людей, животные, птицы.

Схема представляет собой лист, разделенный на четыре - восемь квадратов (по количеству характерных признаков предметов, объектов или времен года, о которых будет составляться рассказ).

Схемы для составления описательных рассказов о предметах используются в следующей последовательности:

1.  Ребенок называет предмет.

2.  Определяет его цвет (нарисованные пятна красного, желтого, синего и зеленого цветов не должны иметь четкие формы, узнаваемой детьми).

2. Определяет форму, изображенные геометрические фигуры не должны быть раскрашены, чтобы внимание детей концентрировалось исключительно на форме описываемого объекта.

3. Определяет величину (нарисованные мячи символизируют не только объем рассматриваемой игрушки, но и высоту).

4. Называет материал, из которого он изготовлен материал (наклеиваются прямоугольные кусочки фольги, пластмассы, пленки «под дерево»).

5. Определяет части, называет детали.

6. Рассказывает о том, какие действия производятся с этим предметом.

Данный дидактический материал рекомендуется к применению воспитателями дошкольных групп.

Схемы для составления описательных рассказов рекомендуется использовать при работе с детьми 4-5 лет, так как у младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Малыш еще не может поставить перед собой цель запомнить что-либо. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и существенно прогрессируют у старших дошкольников. Поэтому использование данных схем значительно облегчают процесс составления связных рассказов, а в дальнейшем помогают им при заучивании стихов, пересказе литературных произведений.

Хотелось бы предостеречь воспитателей от использования данных схем в работе с детьми подготовительных группах, так как в этом возрасте начинает формироваться произвольная память, при этом отпадает необходимость использования схем для составления описательных рассказов, но их можно использовать при пересказе литературных произведений, составлении творческих рассказов и заучивании стихов.

Данные схемы помогают ребенку определить главные свойства и признаки, установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.

Предлагаем составить опорные схемы для описания мебели, транспорта и бытовой техники и составить по ним описательный рассказ.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

 

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана (см. рубрику «История мнемотехники»).

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. 
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п. 

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.


Практическая часть.

 

Предлагаем составить мнемотаблицы для заучивания стихов.

 

Наша задача - научить детей управлять своим вниманием, стимулировать интеллектуальное и речевое развитие ребенка.

 

Когда начинать заниматься мнемотехникой?

 

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в игровую деятельность с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

 

 Использование знаковой символики при пересказе литературных произведений.

План организации образовательной деятельности.

1. Организационная часть.

2. Чтение текста (без установки на пересказ)

3. Разбор текста в вопросно-ответной форме.

4. Повторное чтение текста (с установкой на пересказ)

5. Пересказ текста детьми (с опорой на наглядность, в данном случае знаковая символика)

6. Упражнение на закрепление языкового материала.

7. Анализ детских рассказов.

Не к любому художественному произведению можно составить схему. Необходимо чтобы в тексте присутствовал повтор, сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности. На последующих занятиях иллюстративное панно заменить моделирование сюжета произведения с помощью условных схем, которые помогают детям учиться составлять план рассказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети. 

 

Памятка для родителей Пешеходный переход

Пешеходный переход

Памятка для родителей 
«Пешеходный переход»

Составитель: воспитатель Скальченкова Ольга Николаевна

Для перехода дороги пешеходам выделяются специальные участки на проезжей части, которые так и называются - «пешеходные переходы». Эти переходы наиболее безопасны для пешеходов. Чтобы пешеходу было легче их найти и чтобы они были заметны для водителей, они обозначаются дорожными знаками и разметкой. 
Здесь ты впервые встречаешься с дорожным знаком. Этот знак тебе, скорее всего, знаком, ты его видел на улице. Называется он «Пешеходный переход». Это квадрат синего цвета. Внутри него» в белом треугольнике, изображён пешеход. Но обращал ли ты внимание, что фигурки, нарисованные на знаках, идут в разных направлениях? Они указывают нам, в каком направлении надо переходить улицу.
На некоторых переходах, кроме знака, бывает нанесена дорожная разметка — белые полосы на проезжей части, - знакомая тебе под названием «зебра». Переход назвали так потому, что он напоминает расцветку настоящей зебры.
«Зебра» обозначает нерегулируемый пешеходный переход. Иногда разметка «зебры» имеет стрелы, ко¬торые указывают направление движения пешеходов и напоминают, что на переходе надо придерживаться правой стороны.
Белые полосы были придуманы, чтобы место перехода выделялось на дороге, чтобы пешеход, находящийся на переходе, был лучше виден водителю: на фоне белых полос человек становится гораздо заметнее, чем на асфальте.
Приближаясь к пешеходному переходу, водители знают, что здесь, на проезжей части, могут быть пешеходы. Поэтому они усиливают внимание и, при необходимости, даже снижают скорость. Переходить дорогу в других местах опасно! В Правилах дорожного движения записано: «Пешеходы обязаны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам».
Существуют для перехода улиц подземные и надземные переходы с соответствующим знаком, там можно проходить спокойно, транспорт в них отсутствует.
На дорогах, где большое движение транспорт, пешеходные переходы над дорогой.
В крупных городах, где очень большое движение, пешеходные переходы делают под землёй.

 

Спортивные и подвижные игры для всей семьи

семья и спорт

Шпаргалка для родителей
"Спортивные и подвижные игры для всей семьи"

Автор-составитель: воспитатель Живолуп Лидия Михайловна

Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов. А лучший способ привить крохе любовь к спорту – заняться спортом вместе с ним.
Главная задача взрослых - научить ребенка играть и поощрять игры, самим активно участвовать в детских спортивных играх и забавах. Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком дает малышу возможность почувствовать, что взрослые такие же, как и он, им можно доверять.
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются спортивные и подвижные игры.
Важнейшим их достоинством является то, что они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, бросание, упражнения с предметами и т.д. Именно потому они являются самым и универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Спортивные и подвижные игры – лучшее лекарство для детей от «двигательного голода» - гиподинамии.
В современном мире дети мало двигаются, часто привязаны к экранам телевизоров, компьютерам. Если родители используют правильный подход к воспитанию и физическому развитию своего ребенка, то обязательно найдут время для спортивных и подвижных игр дома. Играть со своим ребенком можно дома и на прогулке. Родители хорошо знают индивидуальные возможности ребенка и имеют возможность развивать его физические и эмоциональные качества, а при умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.
Хорошо организованные спортивные и подвижные игры вызывают у детей радостное настроение, чувство удовлетворения от активных совместных действий в семье.
Эмоциональный фактор имеет особо важное значение для дошкольников, когда их привлекает еще не столько качество выполнения движений, сколько просто совместное двигательное действие, сам процесс игры. Чем эмоциональней проводится игра, тем с большим удовольствием выполняют малыши разнообразные двигательные задания. Выполняя такие задания в игре, ребенок упражняется в движениях, а это не может не влиять на их развитие и совершенствование. Подвижные игры являются важным средством обогащения движений и закрепление двигательных навыков у детей.
В каждой спортивной и подвижной игре основной является двигательная задача, для выполнения которой большое значение имеет создание условий: наличие достаточно свободного места, оборудования (обручи, мячи, скакалки, предметы, за которыми можно спрятаться и т.д.) Очень важно непосредственное участие родителей и их заинтересованность в игре. Именно это доставляет детям большую радость, создает хорошую эмоциональную атмосферу игры, способствует активизации всех ее участников. Удовольствие от игры создает бодрое, жизнерадостное настроение и положительное эмоциональное состояние. Наличие интереса в игре, желание выиграть содействуют сосредоточению внимания, активизации восприятия, мышления, памяти, воображения. Все это дает возможность родителям использовать спортивную и подвижную игру для улучшения качественных и количественных показателей выполнения основных движений.
Их можно использовать и на детских праздниках или просто дома, на прогулках и во время участия взрослых во дворовых играх детей.

Многим знакомы такие подвижные игры для всей семьи:

  • "Кошки-мышки"

Стулья ставятся по кругу, сиденьями вовнутрь. Половина детей садится на стулья - это "мышки", остальные встают сзади - это "кошки". Одной "кошке" "мышки" должно не хватить, то есть она стоит за пустым стулом. Эта "кошка" подмигивает какой-нибудь "мышке". Задача "мышки": перебежать на пустой стул к подмигнувшему. Задача "кошки", стоящей сзади: руками задержать ее. Если не удержала - сама подмигивает следующей "мышке". Через некоторое время "мышки" и "кошки" меняются ролями.

  • "Пятнашки"

Игры в пятнашки происходят либо в просторной комнате, либо на воздухе, выбирается водящий, и дается ему прозвище пятнашки; роль его состоит в том, что он внимательно следит за бегущими по разным направлениям игрокам и старается во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т.е. коснуться рукой. Пойманный таким образом и превращается в "пятнашку". 

  • "Круг"

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

  • "Змейка"

Выбирают водящего, он становится во главе "змейки", которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая "змейку". Его цель — заставить играющих расцепить руки. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в "змейке".

  • "Жмурки"

Водящий закрывает глаза, и играющие раскручивают его. Водящий произносит слова: "Все ко мне!" и каждый играющий дотрагивается до него рукой. Затем водящий говорит: "Все от меня!" - игроки разбегаются. По команде водящего: "Стоп!" все замирают на месте. Не открывая глаз, водящий ходит по площадке, отыскивая игроков. За всю игру каждому из играющих разрешается передвинуться только на один шаг, в самый критический момент. Все остальное время при приближении водящего игроки отшатываются, приседают, садятся на землю и т.д., оставляя, по крайней мере, одну ногу на месте. Первый найденный игрок становится водящим.

Литература:
1. Адашкявичене Э.Й. "Спортивные игры и упражнения в детском саду" – М.: Просвещение,1992. – 157с.
2. Никоненко Л.А. "Игры в педагогическом процессе" метод. рекомендации - Псков: ПОИПКРО, 1997. - 39с.
3. Пензулаева Л.И. "Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет": пособ. для педагогов дошк. учреждений/ Л.И. Пензулаева. - М.: Владос, 2002. - 112с.

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Лесовичок ВКонтакте

Лесовичок

Ревакцинация

Ревакцинация

Развивайка

Академия ранних наук

    малыш

Методический салон

Стажировочная площадка

Поделись позитивом с Тольятти!

позитивный Тольятти

Предшкольная пора

Федеральная инновационная площадка

Управленческий проект

Городской сквозной проект

Госуслуги

Cемья. Там где живет счастье

Урок на всю жизнь

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти (ИНН 6320000427), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок".
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности», «Политика конфидециальности»
Положение об обработке персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей) в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок"
Положение об обработке и защите персональных данных работников МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок"

Согласие на размещение информации о ребенке на образовательном портале департамента образования администрации городского округа Тольятти и на официальном сайте Учреждения
Согласие на обработку персональных данных пользователей официального сайта Учреждения
Согласие на обработку персональных данных воспитанников и законных представителей