• лого

Добро пожаловать

Азбука права

Азбука права

Безопасное детство

Специальная оценка условий труда

Независимая оценка качества

Опросы граждан Тольятти

Вопросы

Интерактивные опросы

Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?

низкий - 60%
средний - 0%
не знаю - 25%
высокий - 10%

Проголосовали: 20
Голосование для этого опроса закончилось on: 31 Авг 2023 - 00:00

50 плюс

Противодействие коррупции

Год семьи

Жестовый язык для детей с нарушением слуха

Жестовый язык

Общение на жестовом языке с детьми с нарушением слуха

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации.

В текущем году по заказу Минтруда России был разработан видеокурс для самостоятельного изучения родителями глухих детей в возраст от 0 до 3 лет основ общения на русском жестовом языке (далее - видеокурс).

Предлагаемый курс предназначен как для слышащих родителей, так и для родителей с нарушением слуха, маленьких глухих и слабослышащих детей и детей с кохлеарными имплантами. Он также может быть использован педагогами и воспитателями детских садов, работающих с детьми с нарушением слуха, а также всеми, кто интересуется русским жестовым языком.

Цель видеокурса заключается в формировании базовых практических навыков общения на жестовом языке с маленькими детьми с нарушением слуха.

Видеокурс «Русский жестовый язык для детей» размещен на главной странице интернет-портала «Жить вместе» (zhit-vmeste.ru) по ссылке http://zhit-vmeste.ru/course/ 

 

Цикл произведений для чтения детям

Времена года

Цикл произведений
для чтения детям в разных возрастных группах
на тему "Времена года"

Автор-составитель: заместитель заведующего по ВМР
Баженова Ольга Юрьевна


                             ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

ОСЕНЬ: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Художественная литература учит детей быть внимательными и бережно относиться к растениям и животным, показывает многообразие окружающего мира природы. Объяснить доступно ребёнку, почему нужно любить и беречь природу, поддержать их желание, узнавать окружающий мир, помогут художественные произведения:
В. Стоянов "Воробей";
А. С. Пушкин "Ветер, ветер, ты могуч…", "Осень";
М. Пришвин "Листопад";
Е. Чарушин "Кошка";
Е. Благинина "Дождик, дождик, не дожди…";
А. Толстой "Осень";
А. Плещеев "Птички улетели";
А. Твардовский "Лес осенью";
М. Волошин "Осень";
М. Авдеева "Разноцветный парк";
И. Бунин "Осенние листья по ветру кружатся";
А. Майков "Кроет уже лист золотой";
В. Мирович "Листопад".
Потешки:
"Солнышко, вёдрышко"
"Дождик, дождик, полно лить…"
"Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!"
"Котя, котя, коток"
"Ой, бычок, мой".

ЗИМА: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Закрепляем знания ребёнка об изменениях в зимней природе, стремимся вызвать у него чувство любования, восторга перед красотой зимнего пейзажа. В этом Вам, несомненно, помогут потешки:
"Как по снегу, по метели";
"Уж ты зимушка - зима";
"Ты, мороз, мороз, мороз",
а также считалки, загадки о зиме и произведения русских поэтов и писателей:
А. Барто "Ёлка";
И.Никитин "Зашумела, разгулялась";
Я.Аким "Первый снег";
И.Суров "Зима";
К.Чуковский "Ёлка";
В.Берестов "Снегопад";
А.Кондратьев "Метель";
С.Маршак "Декабрь", "Февраль";
М.Рагозин "Снежинка";
И.Токмакова "Медведь";
Е.Чарушин "Собака";
Л.Воронков "Снег идёт".

ВЕСНА: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Воспитать в ребёнке интерес к художественной литературе, научить его правильно воспринимать, чувствовать красоту пробуждающейся весенней природы Вам помогут произведения русских поэтов и писателей:
З. Александрова "Капель";
А. Майков "Весна";
В. Баратынский "Весна, весна";
С. Маршак "Апрель";
Г. Ладонщиков "Весна";
С. Вышеславцева "Весной";
А. Бродский "Солнечные зайчики";
А. Прокофьев "Солнышко";
А. Плещеев "Трава зеленеет";
Е. Благинина "Одуванчик"
П. Воронько "Березка".
Чтение и обсуждение следующих книг поможет Вам воспитать в ребёнке любовь к животным и бережное отношение к ним:
В. Сутеев "Кто сказал "Мау"?", "Три котёнка"
Г. Балл "Желтячок"
Е. Чарушин "На нашем дворе"
Д. Новиков "Кот Васька", "Воробьи".
Разучите с ребёнком потешки и заклички о весне:
"Весна, весна красна…"
"Травка-муравка"
"Солнышко-ведрышко"
"Дождик, дождик пуще…"

ЛЕТО: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Чтение произведений русских поэтов и писателей поможет вам научить ребенка видеть красоту летнего пейзажа, развить в нем чувство прекрасного. Предлагаем ознакомить ребенка со следующими произведениями.
В. Берестов "Веселое лето",
Б. Заходер "Волчек",
В.Жуковский "Знать солнышко утомлено",
А.Толстой "Колокольчики мои…",
З.Александрова "Ромашки",
Н.Курочкина "Нарядные платьица, желтые брошки",
С.Прокофьева "Сказка про холодную воду",
Я.Аким "Лето",
В. Сутеев "Цыпленок и утенок",
Д.Новиков "Пес Барбос", "Коза", "Утка", "Бычок",
М.Пришвин "Ребята и утята", "Береза", "Дуб", "Божья коровка", "Мать и мачеха",
М.Калинина "Про жука",
Ю. Тувим "Овощи",
Е. Чурушин "Коза", "Корова",
О.Григорьева "Хорошие родители", "Хозяин".
При описании явлений природы вы можете использовать песенки, потешки, заклички, пословицы: "Радуга-дуга",
"Дождик, дождик пуще!",
"Ты, рябинушка раскудрявая….",
"Привязала я козлика",
"Я козочка Ме-ме-ме",
"Ой, ду-ду",
"Ой бычок, мой бычок….",
"Дождик, дождик веселей" и др.

                                                                СРЕДНЯЯ ГРУППА

ОСЕНЬ: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Сказки:
"Война грибов с ягодами", обр. В. Даля;
"Жихарка", обр. И. Карнауховой;
"Колосок", обр. С. Могилевской;
"Воробьишко" М. Горький;
"Волшебная иголочка" В. Осеева;
"Сказка о кругленьких и длинненьких человечках" Р. Сеф;
"Телефон", "Тараканище" К. Чуковский;
"Винни-Пух и все-все-все" А. Милн, пер. с англ. Б. Заходера.
Поэзия:
"Листопад" (отрывок) И. Бунин
"Осенние листья по ветру кружат..."А. Майков
"Уж небо осенью дышало..." А. Пушкин
"Мама! Глянь-ка из окошка..." А. Фет
"Первый снег" Я. Аким
"Уехали" А. Барто
"Добежали до вечера" Э. Мошковская
"Ветрено!" И. Токмаковой
"Чудеса" Ю. Тувим,
пер. с польск. В. Приходько.
Проза:
"Братишка" В. Вересаев;
"Показательный ребенок" М. Зощенко;
"Лисята" Е. Чарушин.

ВЕСНА: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Прочтите и выучите с ребенком стихотворение С. Маршака "О весне". Спросите, о каких признаках весны говорится в стихотворени Разберите с ребенком фразы "Облака бегут быстрее", "Весной природа просыпается". Обсудите, какое настроение вызывает у ребенка это стихотворение? Почему?
Прочитайте рассказ Е. Чарушина "Воробей". Побеседуйте с ребенком о прочитанном.
Что вы услышали: рассказ, сказку, стихотворение? (рассказ)
Как ребенок узнал, что это рассказ?О чем говорится в этом рассказе?Как бы ребенок назвал этот рассказ? Предложите придумать загадку о главном герое.
Предложите прослушать сказки: "Петушок и бобовое зернышко", "Лиса-лапотница" и пр.
Для заучивания наизусть: "Ножки, ножки, где вы были?", "Я знаю, что надо придумать",
"Олененок", "Пять котят спать хотят", "Кто рассыпал колокольчики".
Разберите с ребенком стихотворение, а затем его выучите.
Снег теперь уже не тот-
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.

ЛЕТО: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Чтение произведений русских поэтов и писателей поможет вам научить ребенка видеть красоту летнего пейзажа, развить в нем чувство прекрасного. Предлагаем ознакомить ребенка со следующими произведениями.
Е. Серова
Одуванчик
Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.
Легкое,
Воздушное, Ветерку послушное.

Л. Квитко
Одуванчик
Одуванчик серебристый,
как чудесно создан он:
Круглы-круглый и пушистый, солнцем теплым напоен.
На своей высокой ножке
Подымаясь к синеве,
Он растет и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве.

 

                                                                СТАРШАЯ ГРУППА

ОСЕНЬ: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Познакомить ребенка с осенними явлениями вам поможет художественная литература.
Прочитайте ребенку отрывки из стихов русских поэтов.
А. Пушкин "Уж небо осенью дышало…", "Осень"
А. Майков "Осень"
И. Бунин "Листопад", "Первый снег"
А.К. Толстой "Осень. Обсыпает весь наш бедный сад"
А. Плещеев "Осень"
Выясните у ребенка о чем рассказывается в этих стихотворениях, пожеланию ребенка можно выучить одно
из них, например, А. Плещеев "Осень":
Осень наступила
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Почитайте ребенку рассказы об осени русских писателей:
Г. Скребицкий "Осень"
Н. Павлова "Осень"
А. Климов "В воде осенью"
В. Бианки "Сова", "Когда готовятся к зиме"
Выясните, что запомнил ребенок об осени из этих произведений, о каких приметах осени шла речь в рассказах.
Так же познакомьте ребенка с загадками, пословицами и поговорками об осени.
Например, пословица: "День прозевал- урожай потерял".

ЗИМА: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Прочитайте ребенку сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Выясните, понял ли он, какой была Снежная королева (холодной, бессердечной, равнодушной), какой была Герда (самоотверженной, доброй, решительной), почему Герде удалось спасти Кая (она была настоящим другом).Предложите рассмотреть картинки и назвать предметы, о которых говориться в сказке «Снежная королева» (ящик с кустом роз, санки, красные башмачки, муфта, золотая карета, длинный нож). Пусть подумает и скажет, кому из героев сказки принадлежит каждый из этих предметов (ящик с розами - бабушке, санки - Каю, красные башмачки, муфта и карета - Герде, длинный нож - маленькой разбойнице).
Прочитайте ребенку стихотворение русской поэтессы Т. Днепровской «Зимние дни».
Вьются, серебрятся
Звездные снежинки,
В роще опустелой
Замело тропинки.
Клонится под снегом
Сук седой, рогатый,
Скачет в белой шубке
Заюшка мохнатый.
Предложите выучить его, поработайте над правильным произношением звуков, четкости дикции и выразительностью речи.
Прочитайте ребенку русские народные сказки «Заяц - хвастун», «Финист - Ясный Сокол», «Хаврошечка», «Лиса и кувшин». Обратите внимание ребенка на красоту русского языка, образные выражения. Объясните, что народные сказки учат добру. Пусть ребенок попробует пересказать эпизоды сказок.

ВЕСНА: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Читайте ребенку дома и во время прогулок.
• Почитайте рассказ К. Ушинского "История одной яблоньки".
Задайте ребенку вопросы по тексту:
- Как появилась в лесу хорошенькая яблонька?
- Что сделал с яблонькой садовник, когда пришел в лес?
- Что думала о себе яблонька, когда садовник посадил ее в саду?
- Что произошло с деревцем через год?
- Какие яблоки выросли на яблоне?
• Прочитайте ребенку стихотворение Е. Стюарт о весне. Предложите выучить его, поработайте над правильным произношением звуков, четкостью дикции, выразительностью речи.Предложите ребенку нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Если потребуется, окажите ему необходимую помощь.
• Прочитайте ребенку стихотворение С. Михалкова "Трезор".
Пусть ребенок даст характеристику щенку, расскажет, каким он был (шаловливым, непослушным, неугомонным ), а потом, после повторного чтения, перечислите все, что натворил щенок, не пропуская ни одной из шалостей щенка и не меняя их порядок.

ЛЕТО: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Чтение произведений русских поэтов и писателей поможет вам научить ребенка видеть красоту летнего пейзажа, развить в нем чувство прекрасного. Предлагаем ознакомить ребенка со следующими произведениями.
Божья коровка
Мне на пальчик села.
«Божья коровка,
Ты куда летела?
И куда, малютка,
Ты теперь спешишь?
Скоро пальчик кончится,
Ты и улетишь.
Крылышки-скорлупки
Весело расправишь...
Поиграть тебя со мной
Как заставишь?»

Евгений Корюкин

 

                                               ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

ОСЕНЬ: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Ваш ребенок уже довольно взрослый, может достаточно долго слушать Ваше чтение и полноценно обсуждать услышанное. Поэтому мы рекомендуем:
читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день;
перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату;
если ребенок устал, проведите физкультминутку;
во время чтения книги выясните значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации;
беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал;
предложите ребенку нарисовать картину к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Помните, что книга помогает ребенку познавать мир. Также Вы можете использовать рекомендуемые произведения для закрепления знаний ребенка о явлениях природы, для иллюстрации наблюдаемых явлений.
Рекомендуемая литература для чтения детям:
И. Соколов-Микитов "Осень в лесу", "Золотая осень", "Листопадничек".
М. Лессовая "Листья солнцем наливаются…"
Г. Снегирев "Как птицы и звере к зиме готовятся"
Л. Кон "Рожь"
С. Есенин "Нивы сжаты…"
В. Бианки "Как муравьишка домой спешил"
Прочтите ребенку стихотворение И. Бунина "Листопад" и предложите его выучить:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца…
Не забывайте разбирать и пояснять непонятные слова и речевые обороты.
Вопросы по содержанию:
- С чем сравнивает поэт осенний лес? Почему?
- Какие цвета нашел поэт в осеннем лесу?
- Что имеет в виду автор, говоря о "лазури голубой"?
- Почему о листве клена говорится, что она сквозная?
- С чем сравнивает поэт елочки? Почему в своем стихотворении он говорит: елочки темнеют?
- Какое настроение возникает у ребенка во время чтения этого стихотворения?
- Каким голосом нужно читать, тихим или громким?
Предложите ребенку нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
Прочитайте ребенку русскую народную сказку "Золотой венок", предложите ответить на вопросы:
- Зачем Маша отправилась в поле?
- Кем оказались три молодца, которые загадывали девушке загадки?
- Какой подарок получила Маша от Осени?
Предложите ребенку придумать загадки о буйном Ветре, шибком Вихре, добром Дожде и матушке Осени.
Прочитайте ребенку русскую народную сказку "Золотой венок", предложите ответить на вопросы:
- Зачем Маша отправилась в поле?
- Кем оказались три молодца, которые загадывали девушке загадки?
- Какой подарок получила Маша от Осени?
Прочитайте ребенку рассказ К. Паустовского "Первый снег" (отрывок из рассказа "Прощание с летом").
Задайте вопросы по тексту:
- Почему писатель считает ноябрь самым грустным временем в деревне?
- Как он почувствовал тишину?
- Что сказал о первом снеге дед Дмитрий?
- Сто было последней памятью о лете?
коры. В такое время необходимо подкармливать птичек. Синички любят сало.

ЗИМА: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Рекомендуемая литература для чтения детям:
Н. Сладков "Суд над декабрём";
В. Одоевский "Мороз Иванович";
"Двенадцать месяцев" (славянская сказка) перевод С. Маршак;
Г.-Х. Андерсен "Снежная королева";
Ю. Дмитриев "Для чего нужен снег?";
С. Есенин "Пороша";
А. С. Пушкин "Зима! Крестьянин торжествуя…";
А. Яшин "Покормите птиц";
"Два Мороза" в обработке М. Л. Михайлова;
Л. Чарская "Зима".
Прочтите детям рассказ В. Бианки "Синичкин календарь. Январь". После прочтения выясните: Почему синичка не поняла, что ночью в доме была елка? Как воробьи объяснили ей, что такое календарь? Что сказал синичке Старый Воробей о январе?
Прочтите ребенку отрывок из стихотворения А. С. Пушкина о зиме. Предложите выучить его. Выясните с ребенком значение не совсем понятных ему слов и выражений.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы...

ВЕСНА: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге рекомендуется продолжить через изучение следующих произведений.
Март
Нанайская сказка "Айога" (помочь понять сказку, оценить характер главной героини; воспитывать отрицательное
отношение к лени; постарайтесь вспомнить пословицы о трудолюбии и лени).
Русская народная сказка "Снегурочка" (рассказывание).
Апрель
А. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" (побуждать детей давать оценку поступкам и действиям героев).
Е. Благинина "Шинель" (заучивание).
- Почему ты шинель бережешь?-
Я у папы спросила,-
Почему не порвешь, не сожжешь?-
Я у папы спросила.-
Ведь она и грязна и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
- Потому я ее берегу,-
Отвечает мне папа.-
Потому не порву, не сожгу,-
Отвечает мне папа.
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
Май
П. Воронько. "Лучше нет родного края" (заучивание).
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!

ЛЕТО: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Чтение произведений русских поэтов и писателей поможет вам научить ребенка видеть красоту летнего пейзажа, развить в нем чувство прекрасного. Предлагаем ознакомить ребенка со следующими произведениями.

Когда солнышко взойдет
Когда солнышко взойдет,
Роса на землю падет,
Пастух выйдет на лужок.
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет.
Выговаривает:
«Вы гоните-ка скотину
На широкую долину,
На большую луговину».
Гонят, гонят молодицы.
Гонят красные девицы,
Гонят стары-старики.

 

 

Применение символов и схем в развитии речи детей

Консультация для родителей:

«Применение символов и схем  в развитии речи дошкольников»

Составила: воспитатель Романова Светлана Витальевна

«Учите  ребенка, каким – нибудь неизвестным

ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Овладение родным языком как средством и способом общения познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине, пересказ литературных произведений.

При проведении образовательной деятельности по формированию связной речи рекомендуется учитывать следующие методические принципы:

1. Постепенное усложнение речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3словных к  4-х словным, от фраз к рассказу).

2. Постоянная активизация детей (особенно из слабой подгруппы, но только на уровне фразовых ответов).

3. Исключение, особенно в младших группах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.

4. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании.

I. Проблемой развития речи, исследованием психологических особенностей развития речи детей, занимались в разное время ученые Выготский Л. С., Лурия А. Р., Гальперин П. Я., Запорожец А. В. и другие.

Они отмечают, что одним из факторов, способствующих развитию речи детей, является наглядность.

В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выготский.

Жукова О. В. отмечает, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.

Автор выделяет, что в ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

·     геометрические фигуры;

·  символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)

·     планы и условные обозначения, используемые в них;

·     контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает эту задачу для детей. Кроме того, наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными, полными, последовательными.

Схемы можно использовать и при составлении сравнительных рассказов, придумывании загадок о предметах, пересказе литературных произведений, заучивании стихов, а также в таком важном и нужном разделе работы, как обучение детей самой постановке вопросов.

Т. А. Ткаченко обеспечила системный подход к решению проблемы развития речи. Ею были проанализированы все используемые при обучении дошкольников виды самостоятельного рассказывания (разучивание стихов, заучивание текстов, восстановление деформированных текстов и т. д.). Затем были отобраны те из них, в которых в наибольшей степени присутствуют оба означенных факторов, и расположили виды рассказывания в логическом порядке.

Ткаченко Т.А. разработаны опорные схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, посуда, овощи и фрукты, одежда, времена года, профессии людей, животные, птицы.

Схема представляет собой лист, разделенный на четыре - восемь квадратов (по количеству характерных признаков предметов, объектов или времен года, о которых будет составляться рассказ).

Схемы для составления описательных рассказов о предметах используются в следующей последовательности:

1.  Ребенок называет предмет.

2.  Определяет его цвет (нарисованные пятна красного, желтого, синего и зеленого цветов не должны иметь четкие формы, узнаваемой детьми).

2. Определяет форму, изображенные геометрические фигуры не должны быть раскрашены, чтобы внимание детей концентрировалось исключительно на форме описываемого объекта.

3. Определяет величину (нарисованные мячи символизируют не только объем рассматриваемой игрушки, но и высоту).

4. Называет материал, из которого он изготовлен материал (наклеиваются прямоугольные кусочки фольги, пластмассы, пленки «под дерево»).

5. Определяет части, называет детали.

6. Рассказывает о том, какие действия производятся с этим предметом.

Данный дидактический материал рекомендуется к применению воспитателями дошкольных групп.

Схемы для составления описательных рассказов рекомендуется использовать при работе с детьми 4-5 лет, так как у младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Малыш еще не может поставить перед собой цель запомнить что-либо. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и существенно прогрессируют у старших дошкольников. Поэтому использование данных схем значительно облегчают процесс составления связных рассказов, а в дальнейшем помогают им при заучивании стихов, пересказе литературных произведений.

Хотелось бы предостеречь воспитателей от использования данных схем в работе с детьми подготовительных группах, так как в этом возрасте начинает формироваться произвольная память, при этом отпадает необходимость использования схем для составления описательных рассказов, но их можно использовать при пересказе литературных произведений, составлении творческих рассказов и заучивании стихов.

Данные схемы помогают ребенку определить главные свойства и признаки, установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.

Предлагаем составить опорные схемы для описания мебели, транспорта и бытовой техники и составить по ним описательный рассказ.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

 

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана (см. рубрику «История мнемотехники»).

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. 
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п. 

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.


Практическая часть.

 

Предлагаем составить мнемотаблицы для заучивания стихов.

 

Наша задача - научить детей управлять своим вниманием, стимулировать интеллектуальное и речевое развитие ребенка.

 

Когда начинать заниматься мнемотехникой?

 

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в игровую деятельность с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

 

 Использование знаковой символики при пересказе литературных произведений.

План организации образовательной деятельности.

1. Организационная часть.

2. Чтение текста (без установки на пересказ)

3. Разбор текста в вопросно-ответной форме.

4. Повторное чтение текста (с установкой на пересказ)

5. Пересказ текста детьми (с опорой на наглядность, в данном случае знаковая символика)

6. Упражнение на закрепление языкового материала.

7. Анализ детских рассказов.

Не к любому художественному произведению можно составить схему. Необходимо чтобы в тексте присутствовал повтор, сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности. На последующих занятиях иллюстративное панно заменить моделирование сюжета произведения с помощью условных схем, которые помогают детям учиться составлять план рассказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети. 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Ревакцинация

Ревакцинация

Лесовичок ВКонтакте

Лесовичок

Развивайка

Академия ранних наук

    малыш

Методический салон

Стажировочная площадка

Поделись позитивом с Тольятти!

позитивный Тольятти

Предшкольная пора

Федеральная инновационная площадка

Управленческий проект

Городской сквозной проект

Госуслуги

Cемья. Там где живет счастье

Урок на всю жизнь

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти (ИНН 6320000427), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок".
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности», «Политика конфидециальности»
Положение об обработке персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей) в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок"
Положение об обработке и защите персональных данных работников МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок"

Согласие на размещение информации о ребенке на образовательном портале департамента образования администрации городского округа Тольятти и на официальном сайте Учреждения
Согласие на обработку персональных данных пользователей официального сайта Учреждения
Согласие на обработку персональных данных воспитанников и законных представителей