• лого

Добро пожаловать

Азбука права

Азбука права

Безопасное детство

Специальная оценка условий труда

Независимая оценка качества

Опросы граждан Тольятти

Вопросы

Интерактивные опросы

Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?

низкий - 60%
средний - 0%
не знаю - 25%
высокий - 10%

Проголосовали: 20
Голосование для этого опроса закончилось on: 31 Авг 2023 - 00:00

50 плюс

Противодействие коррупции

Год семьи

Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника

дети играют

Консультация для родителей
«Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника» 

Составитель: воспитатель Малова Марина Вячеславовна

Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.
Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет - заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Особенности ролевой игры дошкольника
Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человек ("Я-космнавт", "Я-мама", "Я-доктор"), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль всадника, доктора или шофёра невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.
Принято различать сюжет и содержание игры.
Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка и его знакомством с окружающим. Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры однообразны и ограничены. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников.
Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра(например в семью) может иметь совершенно разное содержание: одна "мама" будет бить и ругать своих "детей", другая - краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья - постоянно стирать и готовить, четвёртая - читать детям книжки и заниматься с ними и пр. Все эти варианты отражают то, что "вливается" в ребёнка из окружающей жизни. То, что делает мама со своей дочкой, дочка будет проделывать со своей куклой (или подружкой по игре). Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Таким образом, игра возникает из условий жизни ребёнка и отражает, воспроизводит эти условия.
В игре свобода рождает ответственность
Игра является наиболее свободной, непринуждённой, приносящей максимальное удовольствие деятельностью дошкольника. В игре он делает только то, что хочет Ребёнок свободно выбирает сюжет игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного, "правильного" использования.
Эмоциональная насыщенность игры настолько сильна и очевидна, что многие взрослые видят в ней прежде всего забаву, источник радости и удовольствия.
Но парадокс заключается в том, что именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы целиком находящейся во власти эмоций, ребёнок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами, быть серьёзным и ответственным. Как же такое становится возможным?
Для того чтобы ребёнок взял на себя роль какого-либо другого человека, необходимо выделить в этом человеке характерные признаки, присущие только ему, правила и способ его поведения. Если мы хотим, чтобы дети брали на себя роли врачей, лётчиков или учителей, нужно, прежде всего, чтобы они выделили для себя правила и способы поведения этих персонажей.
Беря на себя роль взрослого, ребёнок тем самым берёт на себя определённый, понятный для себя способ поведения, присущий этому взрослому.
Последовательность действий той роли, которую берёт на себя ребёнок, имеет для него как бы силу закона, которому он должен подчинять свои действия. Всякая попытка нарушить эту последовательность или внести элемент условности (например, сделать так, чтобы мышки ловили кошек, или чтобы шофёр продавал билеты, а кассир вёл автобус) вызывает бурный протест детей, а иногда даже приводит к разрушению игры. Взяв на себя роль в игре, ребёнок тем самым принимает систему жёсткой необходимости выполнения определённых действий в определённой последовательности. Так что свобода в игре весьма относительна - она существует только в пределах взятой на себя роли.
Но всё дело в том, что эти ограничения ребёнок берёт на себя добровольно, по собственному желанию. Более того, именно это подчинение принятому закону доставляет ребёнку максимальное удовольствие. Обычно ребёнок, подчиняясь правилу, отказывается от того, что ему хочется. В игре же подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу приносит максимальное удовольствие. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключённому в роли.
Многие взрослые считают игру бессмысленной деятельностью, поскольку в ней нет цели и результата. Но в творческой, ролевой игре дошкольника есть и цель и результат. Цель игры заключается в осуществлении взятой на себя роли. Результатом игры является то, как осуществляется эта роль. Конфликты, возникающие по ходу игры, как и само удовольствие от игры определяются тем, насколько результат соответствует цели. Если такого соответствия нет, если правила игры часто нарушаются, вместо удовольствия дети испытывают разочарование и скуку.
Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте
Однако игровая роль в развитой форме не возникает сразу и одномоментно. В дошкольном возрасте она проходит существенный путь своего развития. При одном и том же сюжете, содержание игры на разных этапах дошкольного возраста совершенно различно. В общих чертах линию развития игры ребёнка можно представить как переход от операциональной схемы единичного действия к его смыслу, который всегда заключается в другом человеке. Эволюция действия (по Д.Б.Эльконину) проходит следующий путь. Сначала ребёнок ест ложкой сам. Потом он кормит ложкой кого-то другого. Затем он кормит ложкой куклу, как ребёнка. Потом он кормит ложкой куклу, как мама кормит ребёнка. Таким образом, именно отношение одного человека к другому (в данном случае мамы к ребёнку) становится главным содержанием игры и задаёт смысл игровой деятельности.
Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определённых действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: "трут морковку", "режут хлеб", "моют посуду". При этом результат действия не используется детьми - нарезанный хлеб никто не ест, а вымытая посуда на стол не ставится. Сами действия при этом максимально развёрнуты, они не могут быть сокращёнными, и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребёнка.
В середине дошкольного детства та же по сюжету игра проходит иначе. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры - если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб - то всё это даётся "детям" на обед. Действия, производимые ребёнком, становятся короче, не повторяются, а одно действие сменяется другим. Действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определённого отношения к другому играющему в соответствии со взятой на себя ролью.
Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения - бывает так или не бывает: "Мамы так не делают", "Суп после второго не подают". Это высший уровень развития игры, когда дети уже действуют произвольно и осмысленно, осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре.
Выделенные этапы не являются прямым следствием возраста. Развитие игры зависит, прежде всего, от условий жизни и воспитания ребёнка, а значит от нас, близких взрослых. Для того чтобы ребёнок умел хорошо играть, и чтобы игра давала действительный развивающий эффект, необходимо учить его играть, и, прежде всего, готовить к принятию игровой роли.

Литература: Н.Михайленко, Н.Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду», М: «Творческий Центр», 2019 г.

 

Развитие речи у детей 3-4 лет

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Составила: воспитатель Долбнева Марина Борисовна

Не стоит сердиться на малыша, если он случайно разобьет любимую мамину вазу. Чтобы такое происходило как можно реже, придется потрудиться и родителям, и малышу для развития мелкой моторики. И вскоре любимое чадо избавится от неловкости и научится быстро и слаженно работать всеми десятью пальчиками.

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок до 3 лет почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3 до 4 лет растет буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в 3 года ребенку для общения достаточно нескольких сотен слов, в 4 года эта цифра достигает 1500-2000 слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используется в среднем от 3000 до 5000 слов. Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни в 3 года часто и правильно произносят слова, другие говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов – «тамвай» вместо трамвай, неправильное ударение и т. др.).

Эти нарушения в основном временные и во время правильного речевого развития до 5 лет постепенно исчезают. Язык трехлеток однотипный. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем еще ограничено. Предложение похоже одно на одно: на первом месте подлежащее, затем

сказуемое, за ним дополнение. Малыши легко воспринимают простые именные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Ребенка привлекает звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять сверстников, которые плохо разговаривают, хотя еще не может определить, какой звук или что в слове произнесено неправильно.

Ребенок еще не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установить их последовательность, разложить слово на части (слоги, звуки). Больше всего в ребенке 4-5 лет поражают его успехи в усвоении родного языка. В 5 лет словарный запас превышает 2000 слов. В нем появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь и тому подобное. Ребенок стремится осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересуют все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и мелодичность. Ребенок будто играет словами, как раньше он тщательно и долго изучал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана со смыслом, а лишь по-особенному звучит. В речи ребенка наряду с простыми предложениями начинают появляться и сложноподчиненные. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги. В этом возрасте в какой-то момент ребенок начинает говорить только вопросительными предложениями - столько разных «зачем» и «почему»сваливается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом

почемучек. Ребенок даже способен задавать вопросы-предсказания: что

будет?

Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение

глобальных проблем. Как ребенок 2-3 лет использует свои двигательные

способности для более тщательного и быстрого исследования пространства,

так и четырех-, пятилетний ребенок, усваивая язык, использует ее для

изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребенок стремится понять: что

хорошо, что плохо и почему?

В 5 лет она уже способна понимать пассивные конструкции, легко

использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом

возрасте как никогда легко усваивает правила грамматики и запоминает

буквы. При правильной организации обучения ребенка грамоте она способна

легко и быстро научиться читать.

В этом возрасте у ребенка оказывается сильнейшее влечение к

изучению слова. Она пытается читать и писать буквы. Было бы большим

упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет. Однако не

любая методика обучения чтению является эффективной.

В возрасте 4-5 лет ребенок может пересказать услышанную сказку,

описать картину, понятно передать свои впечатления об увиденном

окружающим.

Дети в 4 года воспринимают себя отдельно от родителей, а в

пятилетнем возрасте физическая близость ослабевает и на смену ей

приходит, при условии правильного воспитания и любви взрослых,

взаимопонимание между детьми и родителями. Ребенок и взрослый

становятся партнерами, и устанавливаются дружеские взаимоотношения.

Дети легко говорят неправду, но очень сердятся, когда неправду

говорят взрослые. Они якобы проверяют ограничения и возможности языка.

При общении и социальных контактах ребенок демонстрирует свою

независимость от родителей. Она уже не может обходиться без сверстников.

Роль взрослого в игре ребенка в этом возрасте почти исчезает - малыш

налаживает отношения со сверстниками.

Галанов О. С.

Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые

непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем

сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной

реализации желаний. Сущность игры, по Л.С. Выготскому , заключается в

том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным

содержанием которых является система отношений со взрослыми.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а

затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

 

Игра - это особая форма освоения действительности путем ее

воспроизведения, моделирования.

Итак:

Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая

специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая

реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы

человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут

реализованы, осуществлены впоследствии.

Именно поэтому игра - это ведущая деятельность, она дает

возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами

жизни, которые в реальной жизни ребенок вступить не может.

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые

непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем

сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной

реализации желаний.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а

затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра - это особая форма освоения действительности путем ее

воспроизведения, моделирования.

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это

искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

(Сухомлинский В. А.)

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,

способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления,

развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие

дошкольника в целом.

Игра возникает только на определенных этапах развития общества,

когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе

 

общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, когда

надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту

жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра.

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде

учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и

отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой

деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения

(Ст. Н. Кругликов, 1988)

Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная

учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом

объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на

выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по

имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного

обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из

методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко

определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре

предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать

трудности. У него воспитывается смекалка, изобретательность, инициатива.

через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя.

«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим

играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр

воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает

познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи

простейших явлений и т. п). Он использует игру как средство развития

мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления

представлений об окружающей жизни».

Обязательным компонентом дидактической игры является ее правила.

Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия.

Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и

предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для

соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные

эмоции, проявляющиеся из-за неудачных результатов, учиться прилагать

усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть,

не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий.

Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

Остановимся более подробно на структурные компоненты

дидактической игры.

Игровой замысел - первый структурный компонент игры - выражен,

как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче,

которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает

в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В

любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к

участникам игры определенные требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют

порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют

созданию на уроке рабочей атмосферы. Кроме того, правила игры

воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям

коллектива.

Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в

игре, делать игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий

воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные

эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя

правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы

радость от выполнения задания.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые

действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют

познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои

 

способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для

достижения целей игры.

Воспитатель, как руководитель игры, направляет ее в нужное

дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход

разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает

отстающих ребятишек.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры,

применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным,

эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают

предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия,

тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия

различны по их направленности и по отношению к игрокам. Это, например,

могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные

преобразования и т. д.

Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов,

сосредоточивает внимание детей на содержании и правилах игры на более

длительное время и создает благоприятные условия для выполнения

дидактической задачи.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном

процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность,

доброжелательность, выдержку.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее

структурные элементы, является познавательное содержание или

дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении

тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы,

поставленной игрой.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень

подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать

уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя

дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания,

представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие

умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества

личности детей можно формировать средствами данной игры.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в

дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет

игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное:

дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед

детьми в виде игрового замысла (задачи).

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в

себя оборудование. Это наличие технических средств обучения. Сюда также

относятся различные средства наглядности, а также дидактические

раздаточные материалы

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является

финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в

форме решения поставленной учебной задачи и дает детям моральное и

умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является

показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.

Подведение результатов имеет большое значение, так как дает

участникам моральное удовлетворение.

В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры .

Дидактический эффект усиливается, если дети участвуют в подготовке

атрибутов и призов, а также в разработке правил игры.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между

собой, и отсутствие основных из них разрушает игру . Без игрового замысла

и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или

невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в

выполнение указаний, упражнений.

 

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают

организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому

результату.

Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры.

Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли

игровое задание; определение команды - победительницы, необходимо при

этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих

детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы.

Дидактическая игра дает возможность решать различные

педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и

привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у

дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения

определенных учебных воспитательных задач. Задача, стоящая перед

воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она

состоит в приобщении детей к материалу, что дает пищу воображению,

затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную

сферу.

Методика организации дидактических игр

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех

основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее

проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения

:углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей

,активизация психических процессов;

Проведение дидактических игр включает:

 

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим

материалом ,который будет использован;

 

- объяснения хода правил игры. При этом воспитатель обращает

внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое

выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей

правильно выполнять действия, показывая ,что в противном случае игра не

приведет к нужному результату;

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве

играющего ,болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры-это ответственный момент, когда дети

добиваются в игре, можно судить об его эффективности , о том, будет ли она

с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности

ребенка. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра,

и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также

интересной .Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее

подготовки и проведения :какие приемы оказались эффективными в

достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет

совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры,

избежать в дальнейшем ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить

индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит,

правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный

анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает

варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

Игра становится методом обучения ,принимает форму дидактической ,если в

ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В

такой игре воспитатель знакомит детей с правилами , игровыми действиями,

учит, как их нужно выполнить. Дети оперируют имеющимися знаниями,

которые в ходе игры усваиваются, систематизируются ,обобщаются.

 

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать новые

знания общаясь с воспитателем, со своими сверстниками в процессе

 

наблюдения за играющими, их высказываниями ,действиями в роли

болельщика, а ребенок получает много новой для себя информации .И это

очень важно для его развития.

Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные ,как

правило, в начале берут на себя роль болельщиков ,при этом они учатся у

своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать

победителем.

 

Региональная опорная площадка

ИРО

Региональная опорная площадка в 2024 году
по внедрению Федеральной образовательной программы дошкольного образования

На основании приказа Министерства образования и науки Самарской области от 07.02.2024 № 96-од МАОУ детский сад № 27 «Лесовичок» является региональной опорной площадкой в 2024 году по внедрению Федеральной образовательной программы дошкольного образования по направлению развития и образования детей "Социально-коммуникативное развитие" на тему "Гармонизация эмоциональных проявлений у детей раннего и дошкольного возраста через создание личностно-развивающей образовательной среды в ДОУ". Данная работа проводится под руководством ГАУ ДПО СО ИРО г. Самара.

 

 

 

Августовское совещание работников системы дошкольного образования
Самарской области

17 сентября 2024 года команда педагогов МАОУ детского сада № 27 «Лесовичок» под руководством заведующего Макеевой Елены Викторовны приняла участие в Августовском совещании работников системы дошкольного образования Самарской области в г. Самара. Августовское совещание прошло в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГАУ ДПО СО ИРО г. Самара. Педагогический коллектив Учреждения в составе воспитателей Плехановой М.В., Синютиной Г.В., музыкального руководителя Фаизовой Н.В., учителя-логопеда Трутневой Е.А. успешно представили опыт работы в статусе региональной опорной площадки по внедрению ФОП ДО на секции «Авторские дидактические пособия по приобщению детей дошкольного возраста к традиционным российским духовно-нравственным ценностям». Педагоги презентовали педагогическому сообществу мастер-класс на тему «Интерактивная игра «Сказочные семьи» (сохранение ценностей семьи на основе русских народных сказок)». Данная интерактивная игра содержит творческий проект «Мир сказок» и ряд авторских дидактических пособий: «Сказкуб», «Сказочные круги», «Сказочная викторина» и др. Интерактивная игра «Сказочные семьи» направлена на духовно-нравственное развитие детей и семьи через приобщение к книжной культуре, к русской народной сказке. Активными участниками проекта «Мир сказок» являются дети, их родители и педагоги.

Энергетическая аптечка ресурсов

В МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок" большое внимание уделяется гармонизации эмоциональных проявлений у детей раннего и дошкольного возраста. Педагоги проводят совместную работу с родителями по созданию благоприятного эмоционального состояния, благополучия детско-родительских отношений. Педагог-психолог Ромашихина Галина Викторовна проводит просветительскую работу с педагогами и родителями по вопросам психологизации образовательного процесса и воспитания дошколят. Предлагаем познакомиться с рекомендациями педагога-психолога по созданию энергетической ресурсной аптечки дома по ссылке Энергетическая аптечка ресурсов. Советы педагога-психолог

Лесовичок на методической неделе "В авангарде детства"

16 мая 2024 года творческая группа педагогов МАОУ детского сада №27 "Лесовичок" приняла участие в методической неделе "В авангарде детства": передача традиционных российских духовно-нравственных ценностей от поколения к поколению" в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГАУ ДПО СО ИРО в г. Самаре.
Воспитатели Плеханова М.В., Синютина Г.В., музыкальный руководитель Фаизова Н.В., заместитель заведующего по ВМР Куклова Н.Б. под руководством заведующего Учреждения Макеевой Е.В. провели мастер-класс "Интерактивная игра" Сказочные семьи" (сохранение ценностей семьи на основе русских народных сказок).
Педагогический коллектив представили опыт работы по духовно-нравственному направлению воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО.
Зрителям представлены проект "Мир сказок", интерактивная игра "Сказочные семьи", авторские игры "Сказочные круги", "СКАЗкуб", сказочная викторина "В гостях у сказки", сказка-мультфильм "Как Колобок цыпленку дом искал". В заключении мастер-класса участники выполнили задание "Дорисуй себя и свою семью". По результатам работы мастер-класса была собрана ромашка с семейными ценностями.

Фотопрезентация по ссылке: https://vk.com/lesovik27?w=wall-190726202_11725

Педагогический калейдоскоп в Лесовичке

01.04.2024 года творческая команда педагогов МАОУ детского сада №27 «Лесовичок» представила опыт работы в рамках региональной опорной площадки по реализации ФОП ДО на Городском Педагогическом калейдоскопе. Педагогический коллектив Учреждения выступил с презентацией опыта работы по социально-коммуникативному направлению развития детей раннего и дошкольного возраста  по теме «Гармонизация эмоциональных проявлений у детей раннего и дошкольного возраста через создание личностно-развивающей образовательной среды в ДОУ». Мастерскую педагогических идей по организации личностно-развивающей образовательной среды в ДОУ «ЭМОсреда в ДОУ» представили заместитель заведующего по ВМР Куклова Н.Б., воспитатели Наумкина С.Ю., Кудряшова А.С. и Доспалова И.Л.  Педагог-психолог Ромашихина Г.В. в заключение мероприятия провела рефлексию «Вселенная смыслов». В рамках Педагогического калейдоскопа представлена выставка «Арт-пространство «ЭМОквариум», на которой модераторы-воспитатели Бирюк И.А. и Макарова Л.В. познакомили гостей с игротекой «Позитивный малыш».

Игротека «Позитивный малыш»

Региональная опорная площадка по реализации
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
в 2023, 2022 годах

На основании приказа Министерства образования и науки Самарской области от 22.12.2021 № 641-од МАОУ детский сад № 27 «Лесовичок» является региональной опорной площадкой по реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в 2022 году по направлению развития и образования детей "Социально-коммуникативное развитие" на тему "Гармонизация психоэмоциональных проявлений детей раннего и дошкольного возраста через коррекционно – развивающую работу  в контексте ФГОС ДО". Данная работа проводится под руководством ГАУ ДПО СО ИРО г. Самара.

Презентация опыта работы региональной опорной площадки МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок": #Гармонизация27Лесовичок 

Методический салон "Позитивный малыш": http://chgard27.tgl.net.ru/pozitivnyj-malysh 

Презентация опыта работы детско-родительского клуба "Позитивный малыш" ВКонтакте: #Позитивныймалыш27Лесовичок

 

Разработанные методические продукты:

- Игровое дидактическое пособие «Адвент – календарь «Пять дней без скуки»;

- Игровое дидактическое пособие «Лаборатория хорошего настроения»;

- Психологическая квест – игра «Собери ЭмОквариум»;

- Кейс дидактических ресурсов ДОУ «Обогащение и гармонизация  социально-эмоционального опыта дошкольников с нормальным и нарушенным развитием»;

- Дидактическое пособие «Психологические игры и упражнения, направленные на гармонизацию психоэмоциональных проявлений и развитие личности дошкольников»;

- Сборник методических рекомендаций родителям «Позитивное партнерство».

- Кейс программно-методических материалов «Гармонизация образовательного пространства ДОУ»;

- Игровое дидактическое пособие «Волшебные эмОшляпки»;

- Авторская дидактическая игра «ЭмОцветик-семицветик»;

- Кейс дидактических ресурсов ДОУ «Игровые образовательные технологии развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием»;

- Психологическая гостиная для родителей «Эмоциональный интеллект. Осознавай. Управляй!»

 


 

В 2022 - 2023 учебном году в рамках реализации мероприятий проекта педагоги осуществляют амплификацию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада, используя авторские методические пособия по направлению развития и образования детей "Социально-коммуникативное развитие" на тему "Гармонизация психоэмоциональных проявлений детей раннего и дошкольного возраста через коррекционно – развивающую работу в контексте ФГОС ДО". В каждой группе созданы Центры психологической разгрузки, где дети в соответствии с возрастными особенностями имеют возможность участвовать в психологических играх и упражнениях, направленных на гармонизацию психоэмоциональных проявлений.

 

21 марта 2022 года творческая группа педагогического коллектива МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок" приняли участие в городском Педагогическом калейдоскопе инновационных форм, методов и технологий организации образовательного процесса на современном этапе. Данное мероприятие проходило в рамках сетевого взаимодействия региональных опорных площадок по методическому сопровождению реализации ФГОС дошкольного образования в г.о. Тольятти. МАОУ детский сад № 27 "Лесовичок" представил опыт работы в методической мастерской "Современные подходы к социально-коммуникативному развитию детей раннего и дошкольного возраста" по теме "Гармонизация психоэмоциональных проявлений детей раннего и дошкольного возраста через коррекционно-развивающую работу в контексте ФГОС ДО". В мастерской выступили заместители заведующего по ВМР Куклова Н.Б., Баженова О.Ю., педагоги-психологи Калюжная А.С., Ромашихина Г.В., воспитатель Калюга Н.А., а также были показаны видео деятельности с воспитанниками и мастер-класс для педагогов.

  • Презентация-Воркшоп (дискуссионный клуб) «Арт-терапевтические техники в преодолении психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО», педагог-психолог Калюжная Анна Семеновна
  • Мастер-класс «Психологические игры и упражнения, направленные на гармонизацию психоэмоциональных проявлений детей раннего и дошкольного возраста, в контексте ФГОС ДО», педагог-психолог Ромашихина Галина Викторовна
  • «Использование авторских дидактических пособий в работе по гармонизации психоэмоциональных проявлений у детей дошкольного возраста» (видео деятельности с воспитанниками), воспитатели Кропинова Надежда Михайловна, Калюга Наталья Анатольевна, Долбнева Марина Борисовна
  • Мастер-класс «Собери Эмоквариум», воспитатели Кропинова Надежда Михайловна и Калюга Наталья Анатольевна.

Региональная опорная площадка по реализации
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
на 2020-2021 учебный год

На основании распоряжения Министерства образования и науки Самарской области от 14.12.2020 № 1108-р МАОУ детский сад № 27 «Лесовичок» является региональной опорной площадкой по реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в 2020-2021 учебном году по направлению развития и образования детей "Социально-коммуникативное развитие" на тему "Гармонизация психоэмоциональных проявлений детей раннего и дошкольного возраста через коррекционно – развивающую работу  в контексте ФГОС ДО".

9 февраля 2021 года творческая команда детского сада приняла участие в мероприятии региональных опорных пилотных площадок в рамках сетевого взаимодействия в СИПКРО в г. Самара. При участии кафедры дошкольного образования прошли круглые столы по теме «Содержание работы региональных опорных площадок по реализации ФГОС ДО на 2020-2021 учебный год». В ходе круглого стола обсуждался план работы опорных региональных площадок по социально-коммуникативному направлению развития, а также рассматривались новые формы представления опыта работы с использованием цифровых технологий на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.В рамках встречи в СИПКРО прошла экскурсия по Центру Мастерства, организованного в целях реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование».

21 сентября 2021 года команда педагогических работников МАОУ детского сада № 27 «Лесовичок» приняла участие в  виртуально-творческой мастерской на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГАУ ДПО СО «Института развития образования». Заместители заведующего по ВМР Куклова Надежда Борисовна и Баженова Ольга Юрьевна представили педагогический опыт Учреждения в рамках работы региональной опорной площадки по реализации ФГОС ДО в 2020-2021 учебном году по направлению «Социально-коммуникативное развитие» по теме «Гармонизация психоэмоциональных проявлений детей раннего и дошкольного возраста через коррекционно-развивающую работу в контексте ФГОС ДО». Научный руководитель нашего проекта Винтаева Татьяна Николаевна, доцент кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО СГСПУ (Самарского государственного социально-педагогического университета).

Педагоги представили «Арт-пространство «Вдохновение»:

  • Воркшоп «Использование авторских дидактических пособий в работе по гармонизации психоэмоциональных проявлений у детей раннего и дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО», педагог-психолог Калюжная Анна Семеновна
  • Мастер-класс «Психологические игры и упражнения, направленные на гармонизацию психоэмоциональных проявлений детей раннего и дошкольного возраста, в контексте ФГОС ДО», педагог-психолог Ромашихина Галина Викторовна
  • Мастер-класс «Собери Эмоквариум», воспитатели Кропинова Надежда Михайловна и Калюга Наталья Анатольевна.

В прямом эфире были проведены мастер-классы с фокус-группой (воспитатели Романова Светлана Витальевна, Гусева Галина Александровна), а также была организована работа с чатом. Виртуальные участники и зрители мастерских вели диалог по вопросам  реализации данной темы в детском саду. Были получены положительные отзывы и доброжелательная обратная связь.

 «Арт-пространство «Вдохновение» Лесовичка:

  • Видео-мастер-класс «Использование авторских дидактических пособий в работе по гармонизации психоэмоциональных проявлений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО», воспитатели Калюга Н.А., Кропинова Н.М., Долбнева М.Б.
    Ссылка на видео https://youtu.be/eAaTd7ZpOdY

    В видеоролике представлены авторские дидактические пособия, направленные на гармонизацию психоэмоциональных проявлений у детей старшего дошкольного возраста: игровое дидактическое пособие «Лаборатория настроения», психологическая квест – игра «ЭМОКВАРИУМ», игровое дидактическое пособие «Адвент – календарь «Пять дней без скуки».
    Цель: развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста с нормальным развитием и с ограниченными возможностями здоровья в контексте требований ФГОС ДО через понимание эмоций других людей, осознание своих эмоций и умение ими управлять.

  • Видео-мастер-класс «Психологические игры и упражнения, направленные на гармонизацию психоэмоциональных проявлений детей раннего и дошкольного возраста, в контексте ФГОС ДО», педагог-психолог Ромашихина Г.В. Материалы: листы картона по количеству участников, кусочки пластилина для каждого в соответствии с цветами радуги, толстые нитки для вязания всех цветов, строительные кубики для каждого участника по 5 шт., тяжёлые мячи (медболы), листы А4 по 1 шт. на каждого участника.

    Ссылка на видео, показывающее работу мастер-класса https://youtu.be/tnSixMfXzE8

    Мастер-класс направлен на повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах гармонизации психоэмоциональных проявлений у детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. В мастер – классе представлены игры на работу с тревожными детьми, с агрессивными детьми и игровые упражнения на коррекцию гиперактивного поведения дошкольников.

  • Видео-мастер-класс психологической квест-игры «Собери Эмоквариум», воспитатели Калюга Н.А., Кропинова Н.М.

    Цель: осознание своих эмоций у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья.

    Задачи:

    - обогащать эмоциональный опыт дошкольников;

    - развивать умение осознавать свои эмоции, идентифицировать их и называть; - понимать информационную составляющую эмоций;

    - расширять эмоциональный словарь;

    - формировать эмоциональную готовность детей участвовать в разных видах деятельности;

    - обогащать чувства детей, развивать способности пользоваться языком эмоций и выражать их адекватно ситуации взаимодействия.

    Ссылка на видео мастер-класса:  https://disk.yandex.ru/i/_TlVljA8n6-CeQ


     

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Ревакцинация

Ревакцинация

Лесовичок ВКонтакте

Лесовичок

Развивайка

Академия ранних наук

    малыш

Методический салон

Стажировочная площадка

Поделись позитивом с Тольятти!

позитивный Тольятти

Предшкольная пора

Федеральная инновационная площадка

Управленческий проект

Городской сквозной проект

Госуслуги

Cемья. Там где живет счастье

Урок на всю жизнь

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти (ИНН 6320000427), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок".
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности», «Политика конфидециальности»
Положение об обработке персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей) в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок"
Положение об обработке и защите персональных данных работников МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок"

Согласие на размещение информации о ребенке на образовательном портале департамента образования администрации городского округа Тольятти и на официальном сайте Учреждения
Согласие на обработку персональных данных пользователей официального сайта Учреждения
Согласие на обработку персональных данных воспитанников и законных представителей